На этот факт обратила внимание александровская Контрольно-счётная палата - единственная в муниципалитете организация, имеющая законное право проверять, на какие нужды и в каком размере тратятся деньги местного бюджета.
Вооружившись списками и калькуляторами, специалисты КСП подсчитали всё до копеечки и нашли «нестыковки» на сумму около 10 млн рублей.
Плановая проверка проводилась с октября 2013 года до февраля 2014-го. КСП интересовала долгосрочная целевая муниципальная программа «Обеспечение собираемости платежей населения за оказанные ЖКУ в ЗАТО Александровск». Разработанная экономическим отделом администрации в августе 2010 года, первоначально программа не требовала финансирования. Со временем в неё трижды внесли изменения и наполнили «денежным содержанием». Субсидия на реализацию программы выросла с 43 млн рублей (на начало 2012 г.) до 97,9 млн рублей (на конец 2012 г.) В 2013 году программа закончила свое существование. А вот вопросов осталась масса.
- Название программы не соответствует ее целям: обеспечение собираемости текущих платежей населения за ЖКУ; уменьшение задолженности населения за оказанные ЖКУ; уменьшение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, — перечисляет аудитор КСП Светлана Коджебаш. - Указанное в названии программы население никоим образом не было задействовано в собираемости платежей. Фактически затраты нес муниципалитет, оплачивая управляющим компаниями и ТСЖ расходы, связанные с долгами за пустующее жилье. Оплата производилась, в том числе, за прошлые периоды, начиная с 2010 года, и в нарушение решения Совета депутатов от 2012 г., которым определен перечень организаций, получающих субсидии из местного бюджета. В этом перечне нет управляющих компаний и ТСЖ.
Аудитор досконально, поадресно, сверила списки нежилых помещений, предоставленные «Службой муниципального имущества» и оплаченные «Службой городского хозяйства». «Нестыковки» удивили.
В Полярном ещё в 2002 году был законсервирован первый подъезд дома № 4 на ул. Гандюхина. Соответственно, от всех коммунальных благ он был отрезан. Однако, по сведениям КСП, жильё законсервированного подъезда было предъявлено к оплате как пустующее, муниципалитет заплатил за «коммуналку» в 2011 году - почти 1,5 млн рублей, в III квартале 2012 года - 376 тысячи рублей.
Похожая картина в г.Гаджиево. В 2010 году за пустующие квартиры дома № 35 на ул. Гаджиева из местной казны оплачено 477 тысяч рублей. В то время дом был уже законсервирован, впоследствии его снесли.
За помещения в «закрытом», по данным «Службы муниципального имущества», подъезде оленегубского дома № 33 на ул. Строителей в 2012 году «Служба городского хозяйства» заплатила 638,5 тысячи рублей.
Не обошлось без «косяков» и в Снежногорске. По некоторым адресам уже жили люди или работали торговые предприятия, а по документам помещения значились как пустующие, муниципалитет выделял средства на оплату ЖКУ. Вскрылись и другие нарушения: в общее имущество многоквартирного дома входят теплоцентр с бойлером, электрощитовые и лифтовые, но эти помещения не являются пустующими и не должны оплачиваться муниципалитетом. Тем не менее, оплачивались.
Отсутствие порядка в учёте жилого/нежилого жилья привело к потере местным бюджетом почти 10 млн рублей.