«Оазис тундры», «Город металлургов» - как только не называют Мончегорск его жители. Это место, которое навсегда остается в сердце. И даже те, кто уехал, до конца жизни называют себя мончегорцами и при случае обязательно приезжают, чтобы вновь побыть на его улицах, наполниться его невероятной энергией. Город, не оставляющий равнодушным никого, в него влюбляешься с первых минут и навсегда. А ведь еще 80 с небольшим лет назад здесь ничего не было. Суровая заполярная тундра – и только. И все, что здесь есть, начиная с металлургического производства (ныне Кольской горно-металлургической компании, а раньше – комбината «Североникель»), улиц и домов – памятников истории или просто уютных многоэтажек, – все создано самоотверженным трудом людей, отдававших силы, а нередко и жизни во имя его процветания.
Наталья Филипповна Горбенко – человек чрезвычайно скромный, но при этом, живой пример настоящего мончегорца – с несгибаемой волей, любовью к труду, отдающий себя людям. Родилась после войны в Мончегорске и всю жизнь живет тут. Уже много лет Наталья Филипповна руководит Мончегорским отделением Всероссийского общества слепых. Ее знают как невероятно доброго, отзывчивого человека, который помогает каждому, кто попал в беду, потеряв возможность видеть.
«На примере моих родителей и их ровесников, всего, что им пришлось пережить, сколько труда было вложено на благо и во имя Мончегорска, скажу, что наш город – город трудового мужества, трудового подвига людей и он бесспорно достоин звания «Города трудовой доблести».
Моя мама была мобилизована в Мончегорск в 1943 году, в самый тяжелый год Великой Отечественной Войны. Папа был направлен сюда после тяжелого ранения на фронте, где он защищал Родину с ноября 1941 года. Закончил курсы связистов, сначала воевал под Москвой, потом их перебросили под Сталинград, а затем под Ленинград, где он и получил тяжелое ранение головы, потерял глаз, эти документы есть в архиве. Умер рано, когда я была маленькой».
До войны Филипп Михайлович Горбенко был председателем колхоза в Ставропольском крае, имел большой опыт работы в сельском хозяйстве. В Мончегорске во время войны, так распорядилась судьба и партия, также занимался любимым делом - восстанавливал подсобное хозяйство комбината «Североникель».
Мама Мария Фёдоровна Горбенко (в девичестве Семёнова) после мобилизации на север всю жизнь прожила в Мончегорске.
«Женщины, в том числе моя мама, работали в рудниках, выполняли тяжелую мужскую работу – мужчин не хватало. Когда с рельсов сходила вагонетка, девчонки спинами ее подпирали, ставили на рельсы. Мама вспоминала про непрекращающееся чувство голода. Рассказывала она и о том, как они сдавали кровь для раненых, которые лечились в наших госпиталях. За это девочкам полагалась к норме дополнительная буханка хлеба. Они тут же съедали половину хлеба с водой. Преодолевая все трудности, они каждый день шли на работу, знали - это было нужно Родине, нужно Мончегорску».
Тяжелыми были для мончегорцев и послевоенные годы, вспоминает Наталья Филипповна.
«Все нужно было поднимать и восстанавливать заново, строить город. Создавались новые предприятия, заводы. Люди делали все, что чтобы на севере, в Мончегорске можно и нужно было жить. Это было очень тяжело. Народ жил в бараках. Но цель была одна - после войны нужно было поднимать север. И этот титанический труд давал результаты. Продукции выпускали много. Молочный завод построили потому, что молока были хорошие удои. Не раз Мончегорск становился призером сельскохозяйственных выставок, получал награды, в том числе в Москве. Город жил автономно, обеспечивал себя сам, мясом, птицей, овощами, хлебом» - рассказывает Наталья Филипповна Горбенко.
Работали на равных - не обращая внимания на чины и звания. Будучи руководителем, Филипп Михайлович Горбенко и его коллеги, вместе с рабочими занимались заготовкой кормов, выполняли другую тяжелую физическую работу.
«А какие у нас были субботники! Мы озеленяли город, благоустраивали его, старались, чтобы в любое время года он был чистым и красивым, - вспоминает Наталья Филипповна. - Квартиру мы получили только в 1961 году, до этого жили в бараках. Помню, как дружны мы были с соседями, словно одна семья. Продолжали дружить и после расселения: поддерживали друг друга, собирались вместе и в трудный и в счастливый час. Это были люди разных национальностей: грузины, цыгане, татары, белорусы, русские, и мы все искренне любили друг друга. Когда мы переехали (а родители ждали квартиру почти 20 лет), соседи часто приезжали к нам. К слову, у нас в квартире была ванна - это большая роскошь по тем временам. А очереди в баню были огромные. Поэтому наши бывшие соседи приезжали купаться к нам. А потом нам провели телефон. И тогда весь наш многоквартирный дом приходил к нам звонить, потому что телефон был единственный. Все жили просто и дружно, как одна семья. Если кто-то пёк пироги, угощали всех, если отмечали что-то – только вместе. Каждый приносил то, что мог, нам было очень хорошо вместе. А как мы берегли дом: подъезды всегда были чистыми, дом аккуратным, лестницы вымытыми. Никому не приходило в голову написать на стенах или бросить мусор».
Наталья Филипповна признается, что не перестает восхищаться своим родным городом, его красотой, сотворенной трудом людей, его мощью и благородством.
«Если бы я переехала куда-то, то не смогла бы там жить. Мой город - моя сила, вдохновение, жизненная энергия, мой стимул и смысл. И если Мончегорску присвоят это почетное звание, на мой взгляд, это станет признанием заслуг и достижений всех тех, кто здесь жил и трудился, кто оставил неизгладимый трудовой след в истории города», - подчеркнула Наталья Филипповна.
Если Мончегорску будет присвоено почетное звание «Город трудовой доблести», здесь установят стелу с гербом города и текстом указа президента России об этом знаменательном событии. Проголосовать за инициативу присвоения Мончегорску почетного звания и выбрать место для стелы можно на портале: замончегорск.рф.