История создания
Заложена 13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в городе Горький как подводная лодка проекта 613. Заводской номер 801. 21 октября 1950 года была спущена на воду и 1 ноября доставлена в Баку на Каспийское море для прохождения государственных испытаний. 2 декабря 1952 года после завершения испытаний включена в состав Северного флота, где проходила службу до середины 1957 года.
С июля 1957 года находилась на капитальном ремонте на заводе в Северодвинске, где была переоборудована в соответствии с проектом 644. Модернизация заключалась, в частности, в установке двух внешних контейнеров для крылатых ракет П-5 «Пятёрка». В апреле 1959 года вновь вернулась в строй, в состав 212-ой бригады подводных лодок Северного флота. Порт приписки — Оленья Губа.
Гибель
Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания. Занимала подводное положение на перископной глубине с открытым шноркелем (трубой для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины). Волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха -5°C. Последнее сообщение от лодки поступило в 0:30.
В дальнейшем, в результате расследования комиссии СФ было установлено, что в 01:27 27 января лодка ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана шноркеля для предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана шноркеля: система обогрева клапана горячей водой от дизельной силовой установки была отключена.
Дизельные двигатели остановились как только вода попала в их систему вентиляции. Матрос-моторист V отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вместо того чтобы перекрыть его, он стал открывать его по максимуму (матрос был прикомандирован с другой подводной лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо).
Матрос отжимал его с такой силой, что согнул шток. Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться.
После того как лодка накренилась на 45 градусов, её ход замедлился до полной остановки, а затем она начала двигаться назад и погружаться до касания о грунт. Второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. Однако в оставшихся отсеках ещё были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, люди начали умирать от медленного удушья. Некоторые не выдерживали и выбирали быструю смерть, другие держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка нёс командирскую вахту старпом капитан 3-го ранга В. Осипович; командир ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенант В. Черничко стоял на перископе как вахтенный офицер.
Все 68 членов экипажа С-80 погибли.
Подъём
Судьба экипажа и подводной лодки оставалась неизвестной 7,5 лет. В 1968 году в штаб Северного флота поступила информация, что рыбаки теряют свои сети, цепляясь за крупный предмет на дне. 23 июня 1968 года спасательное судно «Алтай» обнаружило корпус подводной лодки на глубине 196 метров в точке 70°01′23″ с. ш. 36°35′22″ в. д. (G) (O). Подводная лодка лежала на твёрдом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. В результате тщательного обследования с помощью батискафа было установлено, что это С-80.
Государственная комиссия приняла решение о проведении операции «Глубина» по подъёму подводной лодки. На Николаевском судостроительном заводе было заложено новое спасательное судно «Карпаты» — специально для этой операции. Операция по подъёму лодки была осуществлена 9 июня 1969 года силами Северного флота. Командир экспедиции особого назначения (ЭОН) — капитан 1-го ранга Сергей Минченко.
24 июля 1969 года С-80 была поднята на поверхность и обследована в доке правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом Г.И. Щедриным, которая и установила причины аварии. Лодка была признана не подлежащей восстановлению, взорвана и разделана на металл в 1969 году.
Однако некоторые обстоятельства так и остались невыясненными. Согласно выводам Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном…»
Командиры
• Куприянов В.М. (1950—1951)
• Шумаков В.П. (1951—1955)
• Капитан 3-го ранга Ситарчик А.А. (1955—1961)