24.11.2024
°C
1
$ 102.58
€ 107.43
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Десант ученых, волонтеры и промышленный гигант во имя сохранения природы Кольского Заполярья

pasvikiissledovaniyaУченым России и Кольского полуострова выпала редкая удача – принять участие в уникальном по своим масштабам и содержанию научном эксперименте, который начинается уже сейчас и будет, по предварительным оценкам, проходить в ближайшие десятилетия.

Кольская ГМК закрыла плавильный цех в Никеле. Связано это, в первую очередь, с тем, что и КГМК и «Норникель» уверенно идут по пути «зеленых технологий», а производство в Никеле устарело и не вписывалось в экологическую программу компании. Несмотря на то, что в последние десятилетия уровень воздействия промплощадки на окружающую среду был уменьшен в несколько раз и уже не выходил за рамки мировых стандартов допустимых значений, остался «накопленный эффект» от промышленного воздействия прошлого века, на который наслоились не всегда бережное отношение человека к этим уникальным местам, браконьерство, мусор, от которых страдают как водные ресурсы, так и суша.

Теперь природе предстоит сложный путь восстановления, помочь ей – задача человека. Научные силы заповедника «Пасвик» одними из первых взялись за дело. Кольская ГМК - давний, верный друг заповедника, всесторонне поддерживает ученых, в том числе в финансировании дорогостоящих проектов. Известно, что находится «Пасвик» в приграничной зоне с Норвегией и Финляндией. Коллеги соседних государств также заинтересованы стать соратниками наших специалистов в этом важном деле.

Сейчас у наших ученых разработаны несколько направлений для работы, в том числе, расширение начатой совместно с Кольской ГМК более 15 лет назад работы по мониторингу состояния экосистемы северной части Кольского полуострова.

«Акцент у нас смещается на слежение за тем, как идет восстановление. Если раньше мы изучали почвенный состав, ее компоненты, то сейчас, не оставляя эту работу, мы будем делать уклон на то, как зарастают склоны, сопки и т.д. Появляются ли новые виды растений и животных, которых не было. Если раньше изучали больше птиц, то сейчас обратим внимание на мелких млекопитающих и насекомых. Конечно, мы по-прежнему будем брать образцы почв, растительности и вод один раз в несколько лет. Важно это делать сейчас, как только комбинат закрылся. Через 5 лет можно повторить, чтобы оценить произошли ли какие-то изменения по разным направлениям или нет. Если нет, то искать причину» - рассказывает  директор ФГБУ "Государственный заповедник "Пасвик", кандидат географических наук Елена Поликарпова.

Помогать в исследованиях готовы многие специалисты страны, научные институты, такие как: Российская академия наук, Карельский научный центр, Кольский научный центр, Рязанский госуниверситет и другие вузы Российской Федерации.

Одно из направлений работы - исследование крупных и средних млекопитающих Печенгского округа при помощи фотоловушек. Оборудования для этого нужно много. Своими силами заповеднику удалось приобрести порядка трети от нужного числа приборов видеофиксации. Тут ученые очень надеются на помощь Кольской ГМК. От того, когда удастся укомплектовать изучаемую территорию фотоловушками, зависит старт проекта. В успехе исследований наши ученые не сомневаются. Опыт уже есть, больше того, тут они стали локомотивом для коллег из стран-соседей.

«Интерес к исследовательской работе у норвежской стороны после закрытия плавильного цеха в Никеле резко возрос. Раньше, к примеру, они не проводили учет бурого медведя, так как мы. Мы более 15 лет назад начали вести мониторинг популяции бурого медведя с применением ДНК- анализа: мы собираем шерсть, продукты жизнедеятельности зверя, отдаем их в лабораторию, по выводам которой определяем конкретных особей, подсчитываем их. Так мы можем вести учет численности этого крупного хищника в долине реки Паз и в районе озера Инари в рамках трехстороннего парка «Пасвик-Инари». В 2015 году российский заповедник «Пасвик» впервые стал применять для мониторинга бурого медведя фотоловушки на всех местах сбора шерсти, Норвегия начала такую работу только в 2019 году. Мы, в свою очередь, еще в 2015 году показали, что ДНК-анализа не достаточно для полного подсчета численности особей, результат примерно 75-80%. А фотоловушки позволяют учесть всех особей вида, обитающих на исследуемой территории» - пояснила Наталья Поликарпова.

Систематизировав данные за 2015-2019 годы, российским ученым удалось убедить норвежских коллег в высокой эффективности этого метода. Теперь ученые соседнего государства решили пойти по российскому пути.

Сейчас идет обсуждение с коллегами европейской страны о совместной работе по изучению лося.

С помощью фотоловушек специалисты планируют также изучить вопрос гнездования птиц.

«Конечно, такую большую территорию всю изучить нереально, да такая задача и не стоит. Мы хотим посмотреть, что происходит в лесах, на болотах, по берегам водоемов. С этого года мы запускаем тотальный учет водоплавающих на реке Паз. Хотелось бы провести масштабную работу в районах Никеля и Заполярного» - поясняет Наталья Поликарпова.

Ну и конечно, только силами научных работников проект не реализовать - нужна помощь добровольных помощников. «Планируем привлечь местных волонтеров, которые пройдут специальное обучение для работы с оборудованием. Такие люди, которые любят наблюдать за природой в нашем округе есть, это называется развитие гражданской науки, - продолжает рассказ Наталья Владимировна, - у нас уже есть опыт совместной деятельности в учете и наблюдениях за растениями. Хотим подготовить команду людей, которым мы сможем доверить работу с оборудованием, а они умело будут им пользоваться».

Еще одно перспективное и интересное направление – восстановление численности Европейской жемчужницы, - краснокнижного пресноводного моллюска. «Это вид, тотально исчезающий по всему миру, вместе с тем имеющий огромное значение. А у нас в притоках реки Паз он еще сохранился. Те притоки, которые ближе к Никелю, где вылов лососевых рыб выше, не исключено и влияние загрязнения, пока доподлинно не изучено, там жемчужница исчезла много лет назад. Но популяция ее найдена в других притоках. Мы в 2020 году обследовали ручьи в долине реки Паз, на европейской стороне, которые по химическому составу пригодны для жизни жемчужницы, и перспективно ее там расселить. Там обитает кумжа. Ее там немного, но эти ручьи можно зарыбливать местной форелью из бассейна реки Паз. И можно попытаться расселить жемчужницу. Такой опыт в этом году мы будем делать пока на территории заповедника. А с 2022 года выйдем с предложением к компании, чтобы восстановить популяцию жемчужницы тут, в Печенгском округе. В долине пограничной реки Ворьема тоже обнаружена популяция этого вида моллюска. Возможно еще несколько рек, где есть кумжа, и которые подходят по химсоставу, там может можно восстановить численность этого важного моллюска» - рассказывает директор заповедника «Пасвик».

А вместе с жемчужницей возможно и восстановление лосося. Они связаны между собой. И тут нужно не только увеличивать популяцию рыбы, но и следить за тем, чтобы не было тотального вылова, так как жизнь жемчужницы напрямую зависит от лосося. Жемчужница – фильтратор водоема, благодаря этому моллюску поддерживается чистота воды, и она является индикатором его экологичности.

«Мы нацелены на то, чтобы какие-то реки очищать, а те, что менее загрязнены, но где популяция рыбы сильно пострадала от браконьерства, и не исключено, что какие ручьи уже сейчас окажутся подходящими для вселения рыбы и моллюска, - говорит Наталья Поликарпова, - на работу со всеми краснокнижными видами требуется разрешение Росприроднадзора. Это оформляется документально должным образом. Изымается четкое количество особей. Работать с ними могут только организации, со специалистами, имеющими соответствующее образование и квалификацию, частным лицам это запрещено».

И это только начало большого экологического пути работы, каждый аспект его важен и интересен, так как работы в таком масштабе на территории Кольского Севера ранее не проводились.

Фото: из личного архива Натальи Поликарповой


Мы в популярных социальных сетях