Тимофей Суровцев, руководитель Центра экологического мониторинга «ПОМОР», отметил, что за текущий год в европейских странах окончательно закрылись или приостановили свою деятельность около 250 тысяч экологических некоммерческих организаций, в то время как в России такому сокращению подверглись только около 10 тысяч НКО. Причина - смещение приоритетов финансовых институтов от экопроблем и, как следствие, существенное сокращение финансирования организаций.
Участники дискуссий форума отмечали, что результатом такого смещения стало то, что экологическая повестка практически исчезла из медийного пространства.
Эрик Ларсен, советник парламента саамских народов, рассказал, что проблемы, поднимаемые саамами, не интересуют СМИ и не транслируются никем, кроме низкотиражных местных изданий.
Торд Бьорк, политик и руководитель союза зеленых из Швеции, подчеркнул, что в такой патовой ситуации экоактивисты вынуждены объединяться с пацифистами, чтобы пробить брешь безмолвия. По его словам, на государственном уровне темы экологии и планов по освоению Баренц-региона и Арктики в целом, звучит грозно. Так, правительство Швеции увеличивает свой оборонный бюджет на 85% для наращивания боевого присутствия в северном географическом районе.
США же, тем временем, призывают к блокаде СМП как экологически сомнительного проекта, и только Российская Федерация, несмотря ни на что, привносит дух сотрудничества и позитивизма в сферу взаимодействия в Арктике: по экологическим, культурным и туристическим проектам.
Стоит отметить, что российские эко-организации и предприятия, работающие в АЗРФ, активно предлагают новые проекты и открывают новые возможности для сотрудничества между Россией и странами Европы. Но помимо взаимодействия на официальном уровне, видно совпадение на уровне сообществ и народной дипломатии в отношение развития Баренц-региона. Именно это и продемонстрировал прошедший «ECO-MEDIA-Barents-2020».