Мастер-план – это комплексный документ, учитывающий логистику, все виды туризма, инвестиционную привлекательность, социально-экономическое развитие территории, поддержку местных сообществ, а также охрану и сохранение уникальной природы Арктики. Этот документ должен стать основой для формирования долгосрочной программы развития туризма на территории и изменения профильной нормативной базы.
Маркетолог и один из экспертов-разработчиков мастер-плана Александр Железняк, представляя документ, отметил: «Мы провели свыше 70 индивидуальных интервью, множество групповых встреч и обсуждений. Наша задача – не просто снять информацию, но и показать людям, что их слышат, что все их переживания и предложения будут учтены в мастер-плане».
Одна из важных проблем, ставшая очевидной благодаря SWOT-анализу, - неверие жителей Таймыра в потенциал территории. «Одна из задач мастер-плана и вообще работы, которую проводит Агентство развития Норильска, - переубедить людей, сделать так, чтобы они поверили, что их земля может быть интересна туристам, – рассказывает Железняк. - Второй момент - это проблема уверенности только в летнем сезоне. Люди думают, что зимой на Севере делать нечего. Я в такие моменты показываю график посещения Шпицбергена. 20-30 лет назад, когда там только начинал развиваться туризм, зимний поток был нулевой. Сегодня в зимний сезон Шпицберген посещает столько людей, сколько и в летний».
Еще одно опасение людей, связанных с расширением туротрасли на Таймыре, - негативное воздействие на арктическую экосистему. Мастер-план подробно описывает, как регулируемый поток может спасти природу, а существующий – неуправляемый – губит уже сегодня. Железняк подчеркнул, что большая проблема туристического Таймыра связана с незаконной застройкой. На озерах Лама, Глубокое, Собачье и Мелкое более 110, а по оценкам экспертов, свыше 200 строений. Из них только 20 имеют хоть какие-то документы. На эти неоформленные базы регулярно приезжают туристы. Но там нет ни очистных сооружений, ни централизованной системы вывоза мусора. Это значит, что уже сегодня эти озера уничтожаются. «Технические возможности расширяются, у людей появляется огромное количество средств передвижения, застройка будет разрастаться, - считает Александр Железняк. – Турпоток в любом случае сильно не увеличится, потому что эта территория не может принять много людей без инфраструктуры. Но мы видим: поток в 2-3 тысячи нерегулируемых туристов может убить природу, а при управляемом потоке на Таймыр сможет приехать 50 тысяч человек, но при этом природа не понесет никакого ущерба».
Еще одно важное замечание эксперта касается готовности туристов к посещению Таймыра. «Мы не изобретаем велосипед, - сказал Александр Железняк. - Сегодня в мире 10 млн арктических туристов. Они ждут, когда Таймыр предложит качественный и стандартизированный продукт мирового уровня. И сегодня мы вместе с Агентством развития Норильска и с расширяющимся турсообществом работаем над созданием такого продукта».
Важным преимуществом Таймыра как туристического кластера является промышленное освоение Севера. Для арктического туризма необходимы транспорт и безопасность. Именно благодаря промышленности здесь появились автомобильные дороги, взлетно-посадочные полосы, появилась сама возможность принимать людей.
В планах АРН - придать аэропорту «Норильск» статус международного. Как заявил в ходе форума директор АРН Максим Миронов: «Прямые рейсы из ряда европейских городов сильно бы упростили возможности для посещения таймырской Арктики. Тем более, у аэропорта есть все технические возможности: в 2017 году благодаря Норникелю завершилась реконструкция взлетно-посадочной полосы и сегодня аэропорт «Норильск» один их самых современных в этом отношении».
В свою очередь руководитель направления «Развитие туризма» Агентства развития Норильска Анастасия Король пояснила: «В этом году мы озвучим только часть мастер-плана, покажем всю аналитику, все туристические возможности и перспективу развития. И уже в 2021 году будет готова инвестиционная карта туриндустрии Таймыра».
После завершения всех работ мастер-план будет представлен общественности.