24.11.2024
°C
0
$ 102.58
€ 107.43
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Подвиг металлургов Кольского полуострова и историческое решение для спасения никель-кобальтовой подотрасли цветной металлургии

mexanchikВ год 85-летнего юбилея «Норникеля» мы продолжаем публиковать интервью с ветеранами металлургического гиганта страны. Наши собеседники – уникальные люди, одни из тех героев, благодаря самоотверженному труду которых цветная металлургия в СССР, а потом и в России, получила стремительное развитие и достигла высокого мирового уровня.

Владимир Петрович Механик – его по праву называют человеком из «золотого фонда» цветной металлургии. Специалист уникальный, стоял у основ строительства крупнейший стратегических объектов, там, где человек стремится в космос и там, где несется к центру Земли.

Его трудовой стаж начинался на строительстве комплекса объектов комодрома Байконур. « Молодым специалистом, после окончания в1958 году Симферопольского строительного техникума Министерства обороны СССР я работал на стройках Министерства обороны, - рассказывает Владимир Петрович, - связанных со строительством космодрома, Это огромный комплекс, от озера Балхаш до Аральского моря, обеспечивающий работу Байконура. В него входит не только стартовая площадка, но и все объекты слежения, наведения и т.д., очень сложный комплекс. Я там приобрел достаточный опыт. Там я проработал пять лет, включая три года службы в рядах Советской армии в строительных частях».

Дорогу в цветную металлургию Владимиру Механику открыла работа в Карагандинском Управлении треста «Шахтспецстрой», куда молодой, но уже опытный специалист пришел работать после демобилизации. «Мы занимались проходкой шахтных стволов для угольной промышленности и других отраслей, в том числе, и для оборонных (стартовых площадок для ракет стратегического назначения, Семипалатинского атомного полигона)», - продолжает рассказ Владимир Петрович, «Шахтспецстрой» перевел меня в Норильск в должности заместителя начальника Норильского управления в 1971 году. Там в связи со стремительным освоением Талнахского месторождения, шло строительство рудников. Мы успели построить более 20 вертикальных стволов на рудниках Комсомольский, Октябрьский, Таймырский – то, что сейчас составляет основу рудной базы Норильского комбината, преобразованного в Заполярный филиал».

В 1976 году Владимир Механик был назначен начальником Управления капитального строительства Норильского горно-металлургического комбината, а в 1984 году заместителем директора комбината по строительству, а всего проработал в Норильске до 1989 года.

О тех сложных годах и важнейших стратегических решениях Владимир Петрович рассказывает: «В 1989 году я переехал в Москву, это был период создания Концерна «Норильский никель». Объединение производств было на тот момент историческим и спасительным решением для никель-кобальтовой подотрасли цветной металлургии страны. Анатолий Васильевич Филатов в то время был директором Норильского горно-металлургического комбината. Мы понимали, к чему ведет перестройка народного хозяйства страны. Встал вопрос спасения от неминуемой гибели предприятий нашей подотрасли цветной металлургии, нужно было выходить из состава Минцветмета, потому что шел процесс объединения министерств черной и цветной металлургии. Мы вслед за Газпромом, которым преобразовался из Мингазпрома в Концерн «Газппром», то есть он вышел тогда уже из госструктур, пошли на создание Концерна «Норильский никель».

Это было своевременно. Концерн был создан Постановлением Совета Министров СССР в ноябре 1989 года. Инициатива Норильского комбината была поддержана Печенганикелем, директором коготорого был Олег Яковлевич Галушко, приехавший на Кольский полуостров из Норильска, Василием МихайловичемХудяковым - руководителем Североникеля, Оленегорским механическим заводом, где директором был Михаил Иванович Поляков, и Красноярским заводом цветных металлов , возглавляемым в то время Владимиром Николаевичем Гулидовым – эти 5 предприятий выступили учредителями Концерна. Затем к ним присоединился Институт «Гипроникель». Если бы это не было сделано, врозь эти предприятия при перестройке, при всех приватизациях акционерами, погибли бы. Только у Норильского комбината был шанс устоять. Североникель и Печенганикель в основном работали на сырье Норильского комбината. Гипроникель обеспечивал научную поддержку всех этих предприятий. В основу Концерна было положено равноправие предприятий в решении вопросов, в том числе акционирования, постановке задач и их реализации - все имели одинаковый голос. Мы собирались в Москве: директора комбинатов, замы по экономике, профсоюзы и коллегиально принимали решения. Мы стремились обеспечить целостность никелевой подотрасли и предоставить больше самостоятельности субъектам производства, входящим в состав концерна., потому что в СССР их самостоятельность была ограничена. Целью перестройки была объявлена свобода предприятий.

Мы спасли этим решением никелевую отрасль страны».

Владимир Механик тогда был назначен директором Концерна по экономике, и вплотную занимался решением вопросов акционирования и приватизации. «В то трудное время, когда в стране шла ломка и гибла промышленность, никель-кобальтовая подотрасль цветной металлургии устояла.

Трудности, в том числе были связаны с переходом от плановой экономики к рыночной. Предприятия-потребители, которые использовали в производстве никель, перестали покупать нашу продукцию, потому что у них не было средств.

В стране резко снизилось потребление никеля в отечественной промышленности. А раньше из 250 тысяч тонн никеля, которые производил Кольский полуостров и Норильск, на экспорт уходило от 70 до 90 тысяч тонн по государственным квотам. Остальной никель порядка 180-160 тысяч тонн потреблялся отечественной промышленностью. Сегодня наша промышленность потребляет порядка 15 тысяч тонн никеля, остальное идет на экспорт, причина – отсутствие спроса на российском производственном рынке.

Система была очень рациональная. Никель закупался государством в государственный резерв. И оттуда потом шел на предприятия. Это: черная металлургия для высококачественных сталей, оборонные предприятия – огромная отрасль. Никель нужен в огромном спектре производств, начиная от высокотехнологичной техники и вооружения, заканчивая бытовыми приборами и сантехникой. Поэтому производство никеля в советские годы, а тогда еще была плановая экономика, не испытывало затруднений. Мы вывозили продукцию на склад госрезерва, тут же получали оплату».

Широкое развитие никелевого производства и тесная связь предприятий Кольского полуострова с предприятиями Норильска начались еще в 1941 году. «Когда враг стоял у порога, и была опасность прорыва линии обороны в Мурманской области, все оборудование Мончегорского комбината было эвакуировано в Норильск вместе с персоналом. Эти люди составили костяк развития производства, - рассказывает Владимир Петрович, - они привезли оборудование, смонтировали, освоили технологию. И уже в феврале 1942 г. выдали первый никель. Это был подвиг. А уже в марте-апреле никель самолетами вывозился на оборонные заводы страны.

Как мы подсчитали, каждый шестой танк во время Великой Отечественной Войны был изготовлен из никеля, произведенного предприятием Норильска, в том числе руками специалистов Кольского полуострова. Благодаря эвакуации специалистов и производства из Мончегорска, это стало возможным. Многие выходцы из Мончегорска потом стали руководителями разных уровней. Так, к примеру, Алексей Борисович Логинов стал директором Норильского комбината в 1954 году. Он был высококвалифицированным специалистом, инженером по кобальту. Поставил кобальтовое производство в Норильске. И в 50-е годы возглавил комбинат, работал в самое трудное время. Тогда был ликвидирован ГУЛАГ. комбинат переходил на вольнонаемную рабочую силу. Проблем с новым контингентом хватало».

Затем из Норильска специалисты поехали в Мурманскую область. «Так начальник плавильного цеха на Никелевом заводе в Норильске Олег Яковлевич Галушко был направлен на Кольский полуостров и стал директором комбината Печенганикель» - вспоминает Владимир Механик.

В 1996 году концерн, преобразованный в РАО «Норильский никель», перешел из государственной собственности в частную.   Постепенно менялся состав кадровых специалистов среднего звена. Старожилы разъехались по стране, уйдя на пенсию, и продолжили свою деятельность во благо людей. В частности, Владимир Механик стал одним из лидеров общественной организации «Землячество Красноярского края» в Москве, ключевыми задачами которого в том числе являются сохранение памяти о героях страны, уникальных людях, и поддержка ветеранов.

Фото из личного архива Владимира Механика


Мы в популярных социальных сетях