27.11.2024
°C
5
$ 105.06
€ 110.49
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Юбилей Мончегорска: Лариса Александровна Моисеева – Меня поразила сила и мощь «Североникеля»

Свой 80-летний юбилей отметил Мончегорск – «город в красивой тундре».

В связи с этим знаменательным событием НИА продолжает публиковать серию материалов, посвященных истории становления города и градообразующего предприятия – комбината Североникель. Наш очередной сюжет продолжает знакомить читателей с Ларисой Александровной Моисеевой.

На комбинате «Североникель» юной Ларисе была присвоена профессия «электросварщик» и сразу второй разряд. Через некоторое время – третий, потом четвертый, так Лариса Александровна дошла до шестого разряда. Мало кто из мужчин-сварщиков получал самый высокий, шестой разряд. За высокое качество работы ей было выдано личное клеймо, позволявшее работать без ОТК. Такие случаи были единичными на производствах Советского Союза. Была Лариса Моисеева членом народного контроля цеха, работала в техкоме комбината. Неоднократно сваренные ею детали выставлялись на Всесоюзной выставке ВДНХ в Москве. Дважды становилась талантливая женщина-сварщик победителем соцсоревнований. В 1970 году за доблестный труд награждена медалью им. В.И.Ленина. Стала ударником 9,10,11-ой пятилеток. Награждена Почетной Ленинской грамотой. Активно занималась Лариса Александровна и общественной работой. В семидесятые была профоргом, депутатом Мончегорского совета депутатов двух созывов. А в восьмидесятые годы стали на комбинате «Североникель» создавать бригады. Бригадиром незамедлительно была выбрана передовик производства – Лариса Моисеева. Так и останется она бригадиром и наставником до конца своего производственного стажа. А он у Ларисы Александровны - более 45 лет. Когда на комбинате были созданы женсоветы, Ларису Александровну выбрали председателем. В восьмидесятые награждена Орденом Трудовой Славы и удостоена звания «Ветеран труда».

Когда в 1961 году Лариса Александровна пришла работать на комбинат, он был еще закрытым предприятием, попасть на территорию которого можно было только по особым пропускам. «Комбинат в то время активно строился. У нас в ремонтном цехе кузнечно-котельного отделения не было. Его тогда только начинали строить. Потом объединили кузнечно-котельное отделение и титановый участок. Строились и активно вводились в эксплуатацию новые цеха, - вспоминает Лариса Александровна, - еще учась в школе, я бывала на экскурсии в ЦЭН. Тогда меня поразила сила и мощь «Североникеля». Город в это время тоже активно развивался. Дома строились один за другим, люди переселялись из бараков в новые дома. Работы по благоустройству велись и в городском парке. Помню, как часто в выходные дни весь город собирался здесь. Мы участвовали в спортивных соревнованиях, танцевали на танцплощадке, где играл духовой оркестр, играли в самые разные игры. Обязательными были в то время нормы ГТО, которые также часто сдавались на территории парка.

Город построился на наших глазах. Это были незабываемые, прекрасные ощущения веры в будущее, счастья и гордости за свою страну. Так и проработала я на комбинате всю трудовую жизнь. А на пенсию ушла в 2006-м. Несколько лет назад снова побывала в стенах родного цеха. Ему исполнялось 75. Ветеранов пригласили на торжественную встречу. Цех в те времена был построен настолько надежно, что почти не изменился, он и сегодня отлично справляется с задачами».

В восьмидесятые годы строительство в городе резко снизилось. И для комбината это был сложный период. «Комбинат в это время расширялся. Одновременно, показатели по выполнению плана снизились. Комбинат пришел в упадок. И спас его тогда Геннадий Ермаков, который вместе со своей командой приехал в Мончегорск и возглавил предприятие». Удивительный он человек. По рассказам старожилов комбината, он очень отличался от предыдущих начальников, ходивших в импортных костюмах и туфлях по коридорам управления и не имевших представления, что происходило на предприятии. В рабочей одежде и высоких резиновых сапогах, он лично обходил все цеха. Прекрасно владея технологией производства, лично проверял каждый цех, выявлял проблемы, исправлял ошибки, налаживал производство практически заново. Как трудно ему это давалось, рабочие не знали. Знали только, что нет в нем наигранного начальственного пафоса, что любой мог подойти к нему с проблемой как производственной, так и личной. Всем помогал, никому не отказывал.


Мы в популярных социальных сетях