В нашем следующем сюжете делится своими воспоминаниями человек невероятной воли и доброты Рагнеда Михайловна Чурилова.
Рагнеда Михайловна сумела воплотить в себе все самые лучшие качества врача, женщины, человека. До сих пор о ее профессиональном мужестве и умении ходят легенды. Молодые врачи пытаются подражать ей, бережно передавать ее опыт из поколения в поколение. Невероятно скромная, о своих победах она говорить не любит. «Долг врача – спасать жизни, помогать людям стать здоровыми. Долг гинеколога, помимо всего этого, подарить каждой женщине счастье материнства, а каждому младенцу - возможность родиться здоровым. Я делала свою работу» - говорит Рагнеда Михайловна, в ответ на просьбу рассказать, как ей удавалось спасти столько жизней.
Родилась Рагнеда Михайловна в Ленинграде 12 апреля 1934 года, в семье врачей. Родители учились вместе, в Первом Ленинградском медицинском институте. Мама- Любовь Михайловна Орловская практически на протяжении всего рабочего стажа занимала руководящие должности, была талантливым педиатром и выдающимся организатором в системе здравоохранения. Папа, Михаил Михайлович Николаев, – хирург. Ушел на фронт в самом начале войны. Был военным хирургом на передовой, прошел всю войну, был неоднократно тяжело ранен. Но, так случилось, что погиб уже после окончания Великой Отечественной Войны, в 1946 году.
После окончания института, в 1936 году, родители получили распределение в Архангельск, откуда отец и ушел на фронт, а мама и дочь жили там до 1946 года. До начала войны Любовь Михайловна работала педиатром в городской больнице, а в середине 1941 была назначена главным врачом. После смерти супруга, Любовь Михайловна снова вышла замуж. Ее мужем стал Михаил Андрианович Дьяков. Он работал политруком и получил распределение в Заполярье, в Мончегорск, куда перевез семью. К моменту приезда семьи ему удалось выхлопотать трехкомнатную квартиру.
«Я прекрасно помню, как впервые увидела Мончегорск, рассказывает Рагнеда Михайловна, - до этого мы жили в Архангельске, где везде под ногами была щепа. А тут я увидела красивые, величественные горы, голубые чистые озера. И, думаю, именно тогда я полюбила этот город навсегда. Потом неоднократно была возможность уехать, но я не допускала даже мысли расстаться со ставшим родным городом. Летом 1946 года, в товарном вагоне, в теплушке, мы ехали в Мончегорск. Помню, как сначала хотела спрыгнуть с поезда и остаться дома. Но бабушка, стоявшая на перроне, уговорила остаться в вагоне. Вместе с родителями я впервые отправилась в Заполярье. Первым я увидела проспект Жданова (ныне Металлургов). Он был широким и красивым, по обеим сторонам строились высотные кирпичные дома. Поскольку проектировали их ленинградские архитекторы, проспект очень напоминал улицы города на Неве. Был очень красивый деревянный Дворец пионеров. Все школьное детство прошло в его стенах. Там было множество кружков, студий самодеятельности. К сожалению, позже это здание сгорело. Тогда город только строился. Мы жили в 14 доме на улице Восточной (ныне Гагарина). Жить к нам вскоре приехала бабушка из Ленинграда. Очень хорошо помню центральный городской парк и его историю, начиная с 40-х, и по сей день. Это было любимым местом мончегорцев. По выходным там собирался весь город. Играл духовой оркестр. Мы в основном бегали на танцы. Дети – на карусели, а люди постарше – катались на лодках и играли в самые разные игры, в основном в шашки и шахматы. Памятник «Лось», ставший позже одним из символов города, тоже устанавливали уже при нас. Торжественное открытие памятника состоялось в конце октября 1958 года».
Приехав в Мончегорск, юная Рагнеда поступила в школу №3. «Тогда здание школы располагалось в другом месте, нежели сейчас, вспоминает Рагнеда Михайловна, - на проспекте Жданова. Очень хорошая была школа, каменное, по тем временам, современное здание. Встретили в школе меня хорошо. Но поскольку я была самая маленькая, мальчики уделяли мне «особое» внимание. Бабушка одевала меня по-ленинградски – опрятно и красиво, каждое утро заплетала тугие длинные косы с ленточками. Домой я возвращалась, как правило, с чернильной «мухой» на светлой блузке. Однажды, кто-то из одноклассников привязал мои длинные косы к стулу, и когда меня вызвали к доске, я не смогла встать. «Ты не знаешь урока?» - удивилась учительница. «Да, не знаю» - ответила я. Не могла выдать товарищей. Не хотела, чтобы кто-то был наказан, да и не по-нашему это - выдавать… не по-ленинградски…»
В 1948 году в семье родился мальчик, брат Рагнеды Михайловны, Андрей. Позже, Андрей Михайлович, будучи совсем молодым, после окончания Ленинградского горного института, пойдет работать на комбинат «Североникель», в должности электрика. Работать по специальности он будет до дня своей смерти, в 2013 году.
Для Рагнеды Михайловны отец всегда был и остается примером. Именно поэтому, дочь выбрала профессию врача и поступила в тот самый институт, где когда-то учились родители. Сначала она хотела стать хирургом, как папа, и оперировать сложных и экстренных больных. Но мудрая мама понимала, что юной хрупкой девушке будет не под силу такая тяжелая профессия и посоветовала ей стать хирургом-гинекологом. Это позволяло воплотить в жизнь мечту стать хирургом, спасать жизни и, вместе с тем, заниматься более «женским» делом. Еще учась в институте, Рагнеда Михайловна вышла замуж. На шестом курсе в семье родился сын. Совмещать учебу и материнство было невероятно трудно. Но сила воли и несгибаемый дух молодой женщины, будущего врача, помог преодолеть трудности. Никаких академических отпусков. Учеба «на отлично». Невероятная воля к победе. И все получилось.
После окончания вуза, в 1960 году, Рагнеда Михайловна вернулась в Мончегорск. Работать стала в Мончегорской больнице, где главным врачом была мама, Любовь Михайловна. «Коллектив больницы был очень грамотным и высокопрофессиональным, - рассказывает Рагнеда Михайловна, - здесь выполнялись операции любой сложности. Необходимости отправлять больных в областной центр не было. О том, что выбрала именно это направление не пожалела ни разу. Я очень любила своих пациенток. Когда я пришла работать в больницу, гинекологическое отделение было рассчитано на 30 коек. Шестидесятые годы для Мончегорска были периодом расцвета.. Мы любовались преобразованиями на проспекте Жданова, новыми домами, улицами, скверами. В начале семидесятых строительство города стало потихоньку снижать темпы. Но в этот период мощнейшая реконструкция была проведена в городской больнице. Был построен новый корпус. Больница получила новое и современное оборудование. Гинекологическое отделение больницы переехало в новый корпус и было увеличено вдвое. Теперь здесь размещались уже 60 коек. Но и этого не хватало. Тогда мы изыскали возможность расширить его еще на 10 коек. Это был настоящий прорыв. За окном рос и расцветал красавец-Мончегорск. Но мы видели его в основном в короткие мгновения пути с работы домой. Ибо пациентки нуждались в нас, на прогулки времени не было».
В восьмидесятые годы больных было очень много. В период перестройки зарплаты были маленькими, но выплачивались регулярно. Особых трудностей, которые испытывали в этот период другие регионы, у нас не было. На работе больницы тоже перестройка особо не сказалась».