28.04.2025
°C
0
$ 82.65
€ 94.36

Юбилей Мончегорска: Виктор Иванович Маликов – В Мончегорск было привлечено много специалистов из других городов СССР

Мончегорск продолжает готовиться к своему юбилею, а НИА продолжает серию публикаций о городе металлургов с непростой судьбой, о его истории и людях.

Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с удивительным человеком. Виктор Иванович Маликов – один из самых известных и любимых людей в городе металлургов.

Родился Виктор Иванович 3 октября 1940 года в городе Орджоникидзе, Северо-Осетинской АССР.

Когда жил с родителями в Орджоникидзе, в доме, как две капли воды похожем на знаменитые старые одесские двухэтажки, с парадными, внутренними двориками и открытыми лесенками на второй этаж, коими до сих пор можно полюбоваться в центральной части старой Одессы, в районе знаменитого Привоза, да и на других улицах Жемчужины у моря, познакомился с милой девушкой Аллой. Она стала любовью всей его жизни. Супруги вместе 53 года. Правительство Мурманской области наградило Виктора и Аллу Маликовых медалью «За любовь и верность».

После окончания института в 1965 году Виктор Иванович устроился на работу в КБЦМА (Конструкторское бюро Цветметавтоматика). Там отработал 7 лет. Через определенное время конструкторское бюро было реорганизовано в профильный Всесоюзный исследовательский центр ВНИЦМА. Следующим местом работы Виктора Ивановича стало одно из предприятий министерства электронной промышленности. С 1973 года он трудился в должности специалиста по автоматизации производственных процессов, а позже - заместителем начальника центральной лаборатории измерительной техники. Там Виктору Ивановичу тоже было суждено проработать семь лет. В 1980 году в семье Маликовых родился второй ребенок – дочь. Жилье, которое семья получила еще на первой работе Виктора Ивановича, было настолько тесным, что жить там вчетвером стало невозможно. Полезная площадь двухкомнатной квартиры составляла двадцать три с половиной квадратных метра. Перспективы расширить жилье не было.

В это время один из сотрудников Виктора Ивановича побывал в Мончегорске. Тогда готовился к пуску новый большой цех меди. Предприятие нуждалось в опытных специалистах. Виктор Иванович получил официальное письмо-приглашение. Особо не раздумывая, супруги приняли решение переехать в Заполярье. Так, в 1980 году семья Маликовых стала северянами.

Еще в 1959 году, приехав в Мончегорск на преддипломную практику, Виктор Иванович, увидев молодой строящийся город, полюбил его. «Не смотря на то, что Мончегорск только строился, центральной площади еще не было, да и каменные здания были наперечет, в нем была какая-то невероятная сила, мощь и гордость города сильных людей, города металлургов, - рассказывает Виктор Иванович, - дорога на проспекте Жданова (ныне проспект Металлургов) была уже выложена брусчаткой. Была обустроена и дорога, ведущая на Мончу, поселок, с которого начинался город. Приехав на практику в Мончегорск в 1959 году, мы встретили земляков - сестру и брата, Олега и Татьяну Поповых. Встретили они нас очень тепло, помогали во всем. Олег Андреевич был старше нас. К тому моменту, он уже закончил институт и работал на комбинате. Олег Андреевич посодействовал тому, что на практику нас взяли на комбинат, в главный плавильный цех, на рабочие должности. Это давало нам второй профразряд и заработную плату. Выдели теплую и удобную комнату с печкой в бараке на Малом Кумужье. Рассказывали о Мончегорске много. Благодаря рассказам брата и сестры Поповых, мы полюбили Мончегорск. В 1959 году зима и весна на севере была удивительно теплой. Пробыли мы там с декабря 1958 по апрель 1959».

В 1980 году в Советском Союзе проходили летние олимпийские игры. Семья Маликовых отправилась в Мончегорск через Москву. В городе металлургов встречал Маликовых тот самый знакомый Виктора Ивановича, который настойчиво звал его на работу на комбинат в новый цех меди. Тогда он сам жил в комнате в коммунальной квартире. Друг уступил семье Маликовых свою комнату, а сам временно ушел жить к сестре. Через некоторое время, руководство комбината выделило Виктору Ивановичу комнату в общежитии. Там семья прожила полгода. Потом получили две комнаты в трехкомнатной квартире, в деревянном двухэтажном доме. «С соседями по квартире повезло, вспоминает Виктор Иванович, третья комната числилась за работниками Лапландского заповедника. Приезжали они очень редко и большую часть времени мы жили в квартире одни. Через год, они от своей комнаты, по семейным обстоятельствам, отказались. Руководство комбината отдало третью комнату нам. Этот дом мы до сих пор вспоминаем с особой теплотой и трепетом. Квартира была очень удобной, хорошо отапливалась, соседи по дому были замечательные. Отдельные кухня, туалет, ванная комната, веранда на пятнадцать квадратов, большая прихожая, светлые комнаты. Тогда это казалось сбывшейся мечтой. Мы прожили в ней 23 года».

Придя на работу на комбинат в 1980 году, Виктор Иванович столкнулся сразу с целым рядом трудностей. Было много недочетов, специалистов катастрофически не хватало, опытных металлургов не было. Виктора Ивановича направили на участок отражательной плавки. «Там была отражательная печь, - рассказывает Виктор Иванович, - и большая насосная оборотного водоснабжения. Работа требовала максимальной концентрации внимания. Всего в цехе было три бригады электриков и три мастера. Я был одним из мастеров. Коллектив был очень дружным, честным. За все время работы не помню ни одного конфликта. Помогали друг другу во всем. До сих пор добрым словом вспоминаю своего бригадира Анатолия Кузина. Цех меди толком не работал. Ужас, который там творился, трудно передать. Огромные помещения, металлургические агрегаты, и все было покрыто льдом. Входя в корпус, мы надевали овчинные тулупы и валенки. Организация «Гипроникель» создала такой проект цеха, что самое тонкое и высокоточное оборудование, к примеру, управление выводом конвертера, сложная электроника, созданная на Харьковском электромеханическом заводе, было установлено в яме глубиной в три метра, а сверху пущены трубы тепло-, водоснабжения, охлаждения и т.д. Вода текла в эту яму. На пуск цеха не было выделено запасных частей. К примеру, если выходил из строя какой-либо двигатель, заменить его было невозможно, и участок производства попросту останавливался. Соответственно, баланса никель-медь не было. Комбинат буквально лихорадило. Тогда из Орского комбината пригласили Геннадия Петровича Ермакова, который был там главным инженером, славился не только огромным производственным опытом, но и незаурядными организаторскими способностями и характером новатора. Геннадий Ермаков приехал на «Североникель» вместе со своими соратниками. Среди них был главный энергетик - Алексей Геннадиевич Канфер, главный механик - Владимир Ильич Чебоненко, Евгений Николаевич Виноградов и два начальника цеха. Эта команда начала активный подъем комбината и цеха. Ермаков добился выделения средств. Под его руководством в городе в краткие сроки было построено два современных микрорайона. Это позволило не только расселить коммуналки и предоставить специалистам отдельное жилье, но и пригласить новых опытных работников на комбинат из других регионов».

В этот период в Мончегорск было привлечено много специалистов из других городов СССР. Благодаря усилиям Геннадия Ермакова, удалось удержать тех, кто давно работал на комбинате, но планировал уехать из Мончегорска из-за отсутствия жилья. «Обстановка на комбинате и в городе при Геннадии Петровиче стало заметно улучшаться, - продолжает рассказ Виктор Иванович, он обладал широкими разносторонними профессиональными знаниями в самых разных областях производства. До мелочей понимал процесс, а значит, знал все трудности и возможные точки сбоя. Владел тонкостями кислородного дутья, знал, как вырабатывается кислород, особенности работы индукционной печи-миксера и многое другое. Был неравнодушным, строгим, но очень справедливым руководителем. Его заботили не только нужды комбината, но и города».


Мы в популярных социальных сетях