25.11.2024
°C
3
$ 102.58
€ 107.43
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Юбилей Мончегорска: Геннадий Лейбензон – Мончегорск … Мончегорцы … Война…

В преддверии юбилея Мончегорска НИА продолжает серию публикаций, посвященных истории города и людям, которые создавали эту историю.

Наш очередной материал основан на книге известного историка-краеведа, педагога, поэта, члена Союза журналистов Российской Федерации Геннадия Лейбензона «Мончегорск: История малой родины».

Эвакуация осуществлялась морским путем, железной дорогой. Мончегорцев ждали в Норильске, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе. Снятое оборудование надлежало вновь привести в рабочее состояние, чтобы обеспечить выпуск никеля и кобальта для нужд обороны.

Всего вывезено: 1086 вагонов с оборудованием, 886-с материалами, из которых 431-с рудой. Из запасов Североникеля передано воинским частям различных материалов на 5,5 миллионов рублей.

Для защиты родного города был сформирован полк народного ополчения, численность которого достигла 1796 человек. Полк имел отдельные подразделения в Оленьей, на станциях Куна и Имандра, в совхозе «Продснаба». Одновременно формировались истребительные группы. Полк имел в своем составе химкоманды, аварийно-восстановительные и санитарные дружины, пожарные команды.

По постановлению правительства в целях борьбы с десантами противника управление Мурманского пограничного округа формирует Мончегорский отдельный истребительный батальон. Он находился на казарменном положении со 2-го июля 1941 года и размещался в школе № 2 на Строительной улице. В дальнейшем был передислоцирован на Комсомольскую улицу в Дом техучёбы.

К концу 1941 года батальон состоял из двух рот, которые располагались на территории города (первая рота) и на Тростниках (вторая). Отдельные взвода дислоцировались на Имандре и в цехе № 8 (рудники). Ежесуточно до 30 человек находилась в ночное время на казарменном положении. В зависимости от времени суток сбор по тревоге занимал от 6 до 19 минут.

Батальон принимал участие в рейдах по выявлению возможного подхода к городу диверсионных групп противника. Таких попыток было несколько. Особенно активны были финны в декабре - феврале 1942/43 гг. По воспоминаниям Б. Федотова поднятые по тревоге бойцы в один из таких рейдов более двух суток находились в блиндажах и окопах в районе 29 км. В это же время движение финского отряда прослеживали из вражеского тыла партизаны «Большевика Заполярья»…

…Город милосердия – так назвал Мончегорск один из тех, кто лечился в годы войны в госпиталях, расположенных в городе. За военное лихолетье их было пять: - 1020, 1446, 2310, 1865, 3457. А ещё были военные медики на аэродроме. Дольше всех работали ЭГ № 1020 (располагался на Монче) – с август 1941 года по июль 1944 года и ЭГ № 1446 (был на Строительной улице в школьном и других зданиях) – с июля 1941 года по 1 сентября 1945 года…

…Поразительно, но факт: падающие с ног от усталости, вымотанные бесконечными дежурствами медики не только неукоснительно выполняли свои профессиональные обязанности, но ещё и заботились о том, чтобы поднять двух раненых бойцов. Для раненых силами персонала часто давались самодеятельные концерты. Художественным руководителем была киномеханик Татьяна Шухаева. Организовали даже свой ансамбль. Мария Курочкина играла на гитаре, хирург Иван Лазарян – на мандолине, медсестра Ольга Шахова пела. А ещё были баян и скрипка. Стоит ли говорить, что благодарные слушатели были просто в восторге, видя своих строгих врачей и медсестры в столь неожиданном амплуа!

С концертами художественной самодеятельности перед ранеными постоянно выступали оставшиеся в городе школьники. Да и вообще дети стали незаменимыми помощниками медработников. Учителя школы № 3 З.И. Степанова и П.Н. Конюхова вспоминают: «Ребята организовали дежурства в госпиталях. Дежурные читали раненым книги, писали письма их родным, помогали санитарам и медсёстрам ухаживать за ранеными. Дети также собирали мох, который в годы войны после соответствующей обработки употреблялся медиками вместо ваты. Много заготавливали и сосновой хвои, содержащий витамин С - на её основе делался противоцинготный настой. Девочки сами вязали для бойцов тёплые вещи (носки, рукавицы, шарфики), вышивали кисеты для махорки, клеили конверты для писем. Зимой ребятам очень много приходилось трудиться на расчистке снега на аэродроме и улицах города. Военные зимы были с обильными снегопадами и сильными заносами, а работать приходилось вручную, потому что техники не было ни какой. За все эти трудовые дела в годы войны учащиеся школы № 3 неоднократно получали благодарности от начальников госпиталей и городских организаций…

… По свидетельству очевидцев, первая бомба была сброшена на комбинат 21 июля 1941 года. Налёты были нечасты, так как в основном доставалось железной дороге. А в Монче – тундре редкие сбросы бомб, обстрелы из пулемётов на обратном пути. Но разрушения были. Были и жертвы. 30 апреля упала неразорвавшаяся бомба. Оборвало несколько пролётов высоковольтной линии. Замерла насосная водопровода. Аварийная бригада (Курбатов, Роденко, Ключарев, Томкович) ликвидировали повреждения столь быстро, что не успела замёрзнуть вода в трубах…

Многим помнятся весенние бомбёжки 1944 года. Н. Кулаков, ветеран «Североникеля», вспоминал, что во время бомбёжки двоих задело – Александра Смирнова и девушку-крановщицу по имени Ася. П. Князькова, работавшая в Мончегорске с 1942 года, утверждает, что зимой 1944 года был убит паренёк из цеха. «Когда его хоронили на Большой Сопче, то начальник цеха Саламов шёл перед саночками, пробовал дорогу в снегу. Шёл и плакал…». Книги Мончегорского ЗАГСа сохранили записи о 17 случаях смерти от бомбёжек или пулемётных обстрелов. Трудно было железнодорожникам в дни войны. Часто приходилось работать под бомбёжками вражеской авиации. Не ожидая окончания налётов, ликвидировали аварии связисты во главе с Рыжковым, служба пути, которой руководил Калинин (Кстати, отметим, что П. И. Калинин был в числе первых, кто получил в 1942 году медаль «За отвагу»), восстановительная служба Тактарова и Могилёва…


Мы в популярных социальных сетях