Возник в голове Муслима Алимирзаева зимой прошлого года, когда он, хорошо известный на Северном Кавказе фотоблогер, получил премию Всероссийского фотоконкурса «Дикая природа России-2015», ежегодно проводимого при поддержке издания «National Geographic Россия» и Русского географического общества, в номинации «Редкий кадр» за фото о регионе, сделанное с помощью обычного смартфона. Он оказался единственным представителем Северного Кавказа, кто получил награду этого авторитетного издания, сообщает НИА-Кавказ.
Общаясь с «друзьями» в социальных сетях, гуляя по страницам всемирной паутины, заглядывая иногда на экран телевизора он утверждался в мысли, что о его родине, ярком и самобытном уголке России, россияне, а уж тем более иностранцы, либо вообще ничего не знают, либо их представление о Северном Кавказе формируется из мифов и стереотипов, созданных десятки, а то и сотни лет назад: здесь за каждым поворотом, в каждом ущелье, у каждого водопада беззащитного странника ждёт бандит в бурке на лошади (боевик в камуфляжном комбинезоне на джипе) и расставание с кошельком будет не самым печальным итогом этой встречи. Приехать и лично проверить так это или нет смельчаков найдётся немного.
И возникло непреодолимое желание показать настоящий сегодняшний Северный Кавказ: заповедные уголки, величественные памятники архитектуры и истории, картинки быта живущих здесь людей. Запечатлеть всё это на фото и поделиться увиденным. Так родился проект «Неизвестный Кавказ».
Менее чем за год Муслим совершил 7 экспедиций, объехал все республики, заглянул туда, куда ещё не ступала нога организованного туриста, сделал и выложил в сеть более 10 000 фотоснимков. Он собрал вокруг себя около 300 энтузиастов, тех, кто загорелся его идеей: студентов, журналистов, бизнесменов, блогеров, представителей других профессий и занятий. Они стали добровольными помощниками в организации экспедиций, в раскрутке (ну прижилось это слово в нашей речи!) проекта, в пропаганде Северного Кавказа.
А так ли уж запущена проблема? Так ли уж мало делается для того, чтобы ушёл в прошлое образ «стреляющего» Кавказа»? На полках магазинов можно найти массу красочных альбомов с видами Эльбруса и крепости Нарын-Кала в Дербенте, в интернете достаточно различных ресурсов, приглашающих посетить регион. И вдруг – «Неизвестный Кавказ»!?
Но тут возникает каверзный вопрос: а многие ли покупают эти альбомы, заглядывают на эти ресурсы? Статистика продаж не радует, данные установленных на сайтах счётчиков не дают оснований для излишнего оптимизма. Между тем аудитория социальных сетей, где Муслим его единомышленники публикуют свои снимки, сегодня уже превысила аудиторию телевидения и приближается к числу посетителей различных сайтов в интернете. Кроме того, социальные сети придают размещённой в них информации мультипликационный эффект: понравившимся мне материалом я делюсь со своими «друзьями», а те в свою очередь – со своими и так далее, создаётся этакая информационная пирамида (не путать с финансовой!). Фотографии «Неизвестного Кавказа» просматривают до миллиона человек! И это адресные читатели, они получают информацию из источника, которому доверяют.
Но любой проект, как и живой организм, родившись, должен расти. Сегодня Муслим и его сподвижники пришли к пониманию того, что для создания полноценного объёмного и многокрасочного образа Северного Кавказа одних пейзажных фото и видео-зарисовок недостаточно.
На очереди - «Неизвестный Кавказ в лицах». Здесь тоже будет на кого посмотреть. Задумана серия портретов людей, не столь известных за пределами своих республик, но от этого не менее ярких и интересных.
Нельзя познать народа, не отведав блюд его кухни. Хычин, чуду, лакумы – вы слыхали о таких? В подавляющем большинстве – нет, и, уж наверняка, не пробовали. А зря! «Неизвестный Кавказ» будет знакомить россиян с историей северокавказской кухни, делиться её секретами и рецептами в рамках нового проекта - «Кухня горцев».
Есть широко известные в России ремесленные (или художественные?) бренды: гжельский фаянс, хохломская роспись, ломоносовский фарфор, оренбургские платки, тульские самовары. В этом списке Северный Кавказ сегодня представлен только кубачинским серебром. А ведь есть Унцукуль-родина единственного в мире производства-инкрустации дерева металлом. И балхарская керамика – тонкостенные легковесные кувшины, расписанные великолепными узорами. И дербентские ковры. Об этом тоже «Неизвестный Кавказ» поведает широкой аудитории.
А народный костюм, пронесённые через века традиции пошива и украшения повседневной и праздничной одежды? Необычная конструкция, затейливый орнамент. А обычаи, традиции и торжественные церемонии? Есть ли что-либо более красочное и торжественное, чем кавказская свадьба? Не та, с караванами дорогих машин и беспорядочной стрельбой, что нам показывают в телевизионных новостях, а настоящая, с соблюдением всего ритуала. Всё это «Неизвестный Кавказ» хочет сделать известным.
И в этом году стартует реализация одной из главных целей проекта – начнётся формирование туров для тех, кто пожелает увиденное в сети увидеть воочию. Первопроходцев провезут и проведут по маршрутам, ещё не истоптанным и не заезженным туристами, познакомят с интересными людьми, накормят традиционной пищей, дадут возможность познакомиться со всем тем, о чём говорилось выше. Каким будет пробный маршрут – пока секрет. Но первые туристы отправятся по нему уже в последних числах апреля.
Гостей нужно хорошо встретить (ну так принято на Кавказе!), поэтому Муслим с друзьями задумываются о том, чтобы поучаствовать в повышении квалификации персонала предприятий индустрии туризма и сервиса. Они хотят привозить на Северный Кавказ в том числе и тех, кто готов инвестировать в его развитие после более глубокого знакомства с регионом.
Выход проекта на более высокий уровень потребует и больших организационных усилий и, следовательно, больших финансовых затрат. Сегодня экспедиции и популяризация проекта проводятся почти исключительно за счёт личных средств Муслима и его сподвижников. Некоторая финансовая помощь была оказана «Мегафоном». Но масштабы задуманного превышают размеры кошельков энтузиастов. Муслим Алимирзаев приглашать всех нас поучаствовать в процессе превращения «Неизвестного Кавказа» в известный. Предложения принимаются без ограничений.