14.11.2024
°C
5
$ 98.37
€ 104.29
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Вопрос загрузки мурманских рыбофабрик охлажденным сырьем упирается в проблему увеличения прибрежной квоты

На сегодняшнем рыбохозяйственном совещании в правительстве Мурманской области, о котором НИА «Мурманск» уже сообщало, выяснилось, что определенные претензии друг к другу есть не только у прибрежников с переработчиками, но и у прибрежников с океанистами. Впрочем, это далеко не новость для тех, кто работает в этой сфере, или хотя бы просто интересуется рыбохозяйственными делами.

Напомним, что в июле текущего года российское правительство приняло распоряжение, разрешающее рыбакам, имеющим прибрежную квоту, перерабатывать морские биоресурсы непосредственно на судах в море.После выхода этого документа, компании других регионов Северо-Запада, которые раньше поставляли охлажденку на Мурманский берег (Архангельская область, Карелия, Ненецкий ОА), прекратили это делать, избрав для себя других покупателей. Мурманская рыбопереработка стала испытывать острый дефицит в охлажденном рыбном сырье.

Вице-губернатор Сергей Скоморохов по итогам ряда совещаний по данной проблеме в разных профессиональных аудиториях предлагает исключить из перечня рыбопродукции, которую можно производить в море, треску и пикшу для того, чтобы они поставлялись на рыбофабрики Мурманской области. Для этого нужно внести поправку в законодательный документ российского правительства.

Эту позицию, естественно, поддерживает и председатель комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег Заболотский, который пояснил, что рыбоперерабатывающие предприятия, работающие на охлажденном сырье, создают качественную продукцию с высокой прибавочной стоимостью. Сейчас наблюдается недозагруз местных рыбофабрик, потому что приблизительно 50% прибрежной квоты Северного бассейна уходит в другие регионы. «Для нас очень важно вернуть эти потоки в Мурманскую область», - сказал он.

Олег Заболотский напомнил, что при посредничестве комитета РХК Мурманской области заключено соглашение между Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана и Северо-Западным филиалом НО «Рыбный Союз», куда вошли переработчики нашего региона. Согласно этому документу, наши переработчики имеют «право первой руки» по приобретению охлажденной рыбопродукции.

«Мы рекомендовали, и это вошло в протокол заседания Северного научно-промыслового совета, чтобы рыбопродукция в первую очередь шла на мурманские рыбофабрики, - перечислял он. – Вышли с законодательной инициативой, чтобы рыбаки сами определяли те виды рыбопродукции, которую будут производить на своих промысловых судах. Но внесение поправок в закон – это долгая процедура. И потом, биоресурсы – это федеральная собственность, и только государство вправе принимать правовые решения по эффективной их эксплуатации».

Для того чтобы обеспечить мурманскую переработку охлажденным сырьем, нужно просто-напросто увеличить прибрежную квоту, считает заместитель генерального директора Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Сергей Миланов.

«У океанического флота нет судов-свежьевиков, поэтому основным и единственным поставщиком охлажденки на мурманскую переработку являются только суда прибрежного промысла, - сказал он. – К сожалению, сегодня весь объем мурманской прибрежной квоты составляет около 10 тысяч тонн (трески и пикши). Если мы даже поставим весь этот объем на местную переработку, этого все равно не хватит, потому что по оценкам требуется около 50 тысяч тонн. Какими-то методами администрирования вопрос не решить. Ни один рыбак-океанист не пойдет на то, чтобы строить суда-свежьевики, потому что это экономически нецелесообразно. Такие суда есть только у прибрежников».

Заметим: они есть, но суда – старые, им по 25 и более лет. А новые свежьевики прибрежники тоже не строят. И тоже по причине экономической нецелесообразности и еще потому, что у них нет не только на строительство новых судов, но даже на приобретение секонд-хэнда таких средств, какие есть у океанистов. Прибрежники более «бедные» в этом отношении бизнесмены.

На совещании разгорелась давняя дискуссия между прибрежниками и океанистами. Последних здесь представлял Юрий Задворный, гендиректор компании «Мурмансельдь-2», которая приобрела несколько лет назад прибрежную квоту. Именно эта компания получила в прошлом году огромный, в несколько десятков млн рублей, штраф за перегруз и переработку рыбопродукции в море. Однако Юрий Васильевич на своих принципиальных позициях остается океанистом.

Уже второй год подряд океанисты «пробивают» на СРНК (Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству) выделение прибрежке одних и тех же 21 тысячи тонн квоты трески. На российском уровне прибрежникам выделяется еще так называемая квота трески для третьих стран, которую можно поменять на другие виды биоресурсов. Но она не меняется, а выделяется прибрежникам, и получается где-то 30 тысяч тонн квоты. Но прибрежники с этим решением не согласны, они требуют увеличения своей квоты пропорционально увеличению ОДУ (объема общедопустимого улова).

С 2008 года ОДУ трески увеличилось с 158 тысяч тонн до 400 тысяч, привел цифры Миланов. Если бы у прибрежки было пропорциональное увеличение, как и у океанистов, то они бы получили необходимые сегодня 50 тысяч тонн. Но сделать это не получается.

Владимир Ляпунов, директор Северо-Западного филиала «Рыбного Союза» настаивает на поставках именно охлажденного сырья, а не мороженного, которым можно было бы покрыть нехватку рыбопродукции для переработки.

«В этом случае мы не выдержим конкуренции с Китаем, - сказал он. – Мы не требуем у прибрежника снижения цены за охлажденку, а закупаем ее по требуемым ценам. Многие переработчики, чтобы не получить штрафы за нарушения условий контракта, вынуждены покупать рыбу по высоким ценам, но в небольших объемах. Мы не хотим выходить на рынок как производители, применяющие… определенные приемы. Повышенное количество глазури, инъенктирование филе, применение полифосфатов и т.д. Те же риэлторские сети не станут покупать наше филе по цене 180 рублей за 1 кг, когда могут купить китайское за 140 рублей».

Исполнительный директор С-З филиала «Рыбного Союза» Михаил Заиграев считает, что пока государство не изменит политику по отношению к прибрежникам, пока не признает, что ставку в экономике нужно делать на развитие прибрежных территорий, где производится рыбопродукция высокого качества, на местном уровне сложно будет чего-то добиться. В Норвегии, например, две третьи промышленной квоты отдано прибрежному флоту, потому что там во главе политического угла стоит именно развитие северных территорий. А в России пока это развитие (имеется в виду социально-экономическое, а не геополитическое или военно-промышленное) пока наблюдается только на словах.


Мы в популярных социальных сетях