Несмотря на непростые погодные условия – осенне-зимний период в Северном и Балтийском морях считается самым напряженным – не прекращаются судовые работы по замене бегучего такелажа, ремонту парусов и покрасочные работы: предстоит заход в немецкий порт Киль, где в далеком 1921 году легендарный четырехмачтовый барк был спущен на воду.
Пришло время заменить нижний марсель первой грот мачты: износился стальной трос, вшитый в кромку паруса. В кладовой парусного мастера Игоря Григорьевича Евдокимова порядок как в аптеке, на каждом парусе – специальная бирка с названием мачты и паруса: в парусной мастерской проверили состояние нижнего марселя на замену и через горловину трюма на шкафуте подняли его на палубу. Длина нижнего марселя, как и самого рея – 28 метров, расстояние от 1-й грот-мачты до крыла капитанского мостика, да и весит он немало – около двухсот килограммов. По всей длине курсанты перевязали его сезнями для предстоящего подъема наверх, потом приступили к изготовлению специальных шнуров – ревантов, ими парус через люверсы крепится к лееру на рее.
Для снятия и подьема парусов на реи на каждой мачте есть специальный рабочий конец, он заводится на грузовую лебедку, а дальше – дело техники. По команде боцмана курсанты растягивают поднятый лебедкой парус вдоль рея, отцентровывают его, надевают стальные кольца нок-бензельных углов на гаки – крюки, расположенные на оконечностях реев или так называемых ноках, затем крепят парус к рею сезневками и, наконец, ревантами через люверсы паруса подвязывают к стальному лееру – процесс довольно трудоемкий. Практика в море – это не отдых и не увеселительное приключение, хочешь стать настоящим моряком – придется попотеть, запомнить названия несметного количества снастей и изрядно потрудиться.
Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью