69 градусов северной широты, 33 градуса восточной долготы - координаты места гибели «Томаса Дональдсона», шедшего в составе полярного конвоя JW-65. Дно Баренцева моря в районе острова Кильдин усеяно затонувшими судами и кораблями. Вход в Кольский залив был самой удобной точкой для атак немецких подлодок. В марте 1945 настала очередь и этого американского транспорта.
Очередной трофей с «Томаса Дональдсона» - зенитный выстрел, калибр 90 миллиметров. Этот снаряд не долетел до своей цели, не поразил врага. Почти 70 лет он пролежал на дне Баренцева моря и теперь вновь поднят на борт.
Но не гильзы и снаряды, и даже не паровая лебёдка, которую плавкран оторвал от судна - не они цель этой экспедиции. Её организаторы хотят поднять американский танк «Шерман». Его удалось достать из трюма, но детали, проведя десятилетия под водой, не выдержали нагрузки. Машина легла на грунт. Подводные аппараты и водолазы проводят дообследование объекта. Инициатором работ в Баренцевом море 4 года назад стала общественная организация Санкт-Петербурга «Полярный конвой». Её участники часто повторяют - это нужно не мёртвым, это нужно живым. В августе этого года в северной столице на открытии памятника полярным конвоям соберутся ветераны из разных стран. Приедут, чтобы высказать своё мнение о современном мире.
Президент общественной организации «Полярный конвой» Юрий Ефимович Александров рассказал: «Они говорят, что это для них, наверное, последняя общая международная встреча, на которой мы должны изложить наше удивление тому, что сейчас происходит, что льётся кровь, что не этого мы добивались во время нашей совместной деятельности в прошлой войне».
Снаряды, лебёдки, танки - каждая вещь как живая история будет хранить память о войне в поколениях. Но море крайне неохотно расстаётся с тем, что хранят его глубины. Ветер и течение постоянно сносят группу судов с намеченной точки. Время, которое позволяет работать, надо использовать максимально эффективно. Водолазы раз за разом опускаются к затонувшему судну. Надо закрепить стропы на танке.
Водолаз 1 класса Владимир Колосов говорит ГТРК «Мурман»: «Лично я видел 3 «Шермана», они стоят друг за другом. Снаряды, обмундирование в стопках, в пачках. Ходит легенда, что «Шерманы», когда отправляли с Америки, смолили ствол, внутрь клали коньяк или виски, с другой стороны люка тоже смолили. Вот достанем и проверим».
В эти минуты уникальная операция по подъёму с 60-метровой глубины танка весом в 40 тонн продолжается. Специалисты намерены работать до победного конца, чтобы почти через 70 лет по окончании войны помощь союзников дошла до адресата и стала хорошим подарком ко Дню Военно-Морского флота.