Такое мнение выразил президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, сенатор Григорий Ледков, выступая 13 июля на пресс-конференции по результатам этнологической экспертизы.
Разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске произошел 29 мая 2020 года. Этноэкспертиза имела целью оценить влияние аварии на традиционное природопользование коренного населения Таймыра.
Ледков уверен в необходимости разработки госрегулирования новой промышленной революции в Арктике – с учетом того, что государственная политика в Арктике нацелена на сохранение всех этносов. По словам сенатора, все крупные промышленные проекты должны иметь возможность использовать полученные наработки.
Ледков заявил, что этнологическая экспертиза позволила зафиксировать и стабилизировать психологическое состояние коренных жителей: «Ведь отсутствие открытости, информации порождает множество негативных социальных моментов». Сенатор выразил уверенность в том, что «взаимодействие науки, коренных жителей, промышленных компаний в новых условиях — это жизненная необходимость».
Председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края Григорий Дюкарев подчеркнул, что этнологические экспертизы в регионе не проводились с конца 1980-х годов. Ранее эта работа велась на систематической основе; на собранных этнографами, антропологами материалах основывались государственные решения по развитию северных территорий. «Нам этот подход нужно перенять»,— считает Дюкарев: наука, в том числе с помощью инструментов этноэкспертизы, помогает вырабатывать оптимальные модели развития регионов. В этой связи общественный деятель высоко оценивает поддержку, оказанную компанией «Норникель» научным организациям в проведении этноэкспертизы. Компания не вмешивается в ход работ и не влияет на результаты экспертизы, уверяет Дюкарев.
«Мы находимся на этапе выработки правил совместного проживания и хозяйствования в регионе. Идет этап нового освоения Арктических территорий. И важно понимать, насколько будет учтен самобытный образ жизни коренных народов, сохранится ли он при интенсивном промышленном освоении Арктики. Например, с какими вызовами мы столкнемся, если будет массовый приезд специалистов, работающих вахтовым методом. И вообще хотелось бы знать, в какой точке своего развития находятся коренные народы. Сохранили ли мы свои традиционные знания, обычаи, верования, отношения к природе и людям? Может мы уже подверглись трансформации, и нам нужно пересмотреть подходы внутри этносов»,— задается вопросами Дюкарев.
Дюкарев отметил, что компания «Норникель» приняла план содействия развитию коренных народов в объеме 2 млрд руб. на ближайшие 5 лет. Также были выделены средства на проведение грантового конкурса «Мир Таймыра» и на реализацию крупных исследований в областях этнографии, экологии, мерзлотоведения.
Компании-недропользователи Таймыра должны научиться у кочевников Арктики «вести себя мобильно, модульно, трансформно и природосберегающе»,— заявил директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, член-корреспондент РАН Андрей Головнев. Традиционное и научное знание должны играть важную роль в выработке решений в Арктической зоне: компаниям-гигантам следует взять уроки у кочевников.
Головнев также порекомендовал составить подробную карту всех видов ресурсов и вариантов ресурсопользования в регионе. «Карта — не нечто нарисованное на листе бумаги, а дорожная карта, план действий». Это позволило бы понять, как можно скомбинировать ресурсопользование в пространстве и времени.
Кроме того, по мнению Головнева, необходима отладка системы быстрого реагирования и информирования населения на базе интернет-технологий. Ведь открытое и доверительное отношение друг к другу всех ресурсопользователей является непременным условием развития территории, уверен ученый.
Головнев отметил и необходимость «дефрагментации» власти и коммуникаций на Таймыре. После того, как он перестал быть субъектом РФ, начала фрагментироваться система административных и иных поддержек. При этом регион представляет собой самое сложное пространство в евразийской Арктике. Он исторически является территорией совместного освоения конгломератом народов, поддерживающих друг друга. В современных условиях появились и новые слои: например, в ходе экспертизы выяснилось, что коммерческая инфраструктура поддерживается во многом выходцами из Азербайджана, замечает этнограф. Поэтому особенно важна функция промышленных компаний, которые должны быть собирателями и поддерживающими «основаниями» общетаймырской системы, полагает Головнев.
В регионе возможно развитие традиций и неотрадиций на основе проектных действий. Таймырские коренные жители привыкли к термину «проект», говорит исследователь. На поддержку самых инициативных людей региона направлены современные этнопроекты, говорит Головнев, преследующие целью возрождение и расширение традиционных видов деятельности коренных народов. Речь идет о помощи в создании инфраструктурного «слоя», который давал бы возможность коренным жителям обрабатывать сырье и поставлять продукцию традиционных промыслов на рынок. Тогда таймырское сообщество будет жить самодостаточно, заключает Головнев.
До сих пор этноэкспертиза заключалась в том, что по итогам ее проведения давались рекомендации, и миссия на этом завершалась. А сейчас нужен продленный этнологический мониторинг. «Сегодняшний срез понятен — но важно и наблюдение за развитием ситуации»,— считает ученый.