Говоря о ситуации в Швеции, Торд Бьорк, политик и руководитель союза зеленых, подчеркнул, что власти страны фильтруют экологическую проблематику, позволяя новостным изданиям публиковать лишь мелкие, незначительные, темы по экологии, при этом избегая важных для страны вопросов. Власть Швеции, по его словам, сконцентрирована на критике прав человека в Российской Федерации и не обращает внимания на собственные проблемы.
Йохан Бекман, журналист, общественный деятель, правозащитник из Финляндии, отмечает, что в его стране экологическая повестка вообще пропала из медиа: «На переднем плане в СМИ гибридные войны и угрозы со стороны России. Никаких дискуссий по важным проблемам экологии в финской прессе попросту нет, поскольку такое положение дел выгодно для правительства».
Бекман рассказал, что финские журналисты сталкиваются с двойной цензурой: не только от правительства страны, но и от бюрократической системы Евросоюза. «Если ты выступил с критикой действий правительства, например, в части эко-политики, то в результате получишь, как минимум, многочасовой допрос в полиции, - уточняет финский правозащитник. - У нас есть государственные органы, осуществляющие госцензуру, автоматизированные системы контроля и жесткое законодательство, определяющее объекты и цели цензуры. А в России мы видим, что могут быть представлены различные точки зрения. Россия – самая свободная страна».
Аналогичная ситуация, по словам зарубежных экологов, и в Дании с Норвегией.
Подводя итог дискуссии, Тимофей Суровцев, руководитель Центра экологического мониторинга «ПОМОР», отметил, что неолиберальная идеология в западных странах применяется очень выборочно, а ситуация и кризис с пандемией дали властям европейских стран лишний повод загнать неугодных эко-активистов и СМИ, пишущих на подобные темы, «под плинтус».