Документ опубликован на портале regulation. gov.ru. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2021 года.
Предполагается, что у российских аграриев «появится возможность не только обеспечивать экологически чистой продукцией граждан России, но и поставлять ее в больших объемах на внешние рынки, эффективно конкурируя с иностранными производителями», сообщает информпортал newsrussia.media
Экологически чистой продукцией предлагается считать «сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, произведенные в массовом количестве по современным агро- и промышленным технологиям с применением ограниченной группы безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, кормов, кормовых и пищевых добавок». Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин считает, что новый закон закроет российским фермерам дорогу на мировой рынок.
«У нас созданы Национальный органический союз и Ассоциация органического земледелия, создаются другие структуры, которые поддерживают эту отрасль. То есть в целом развитие отрасли происходит постепенно и цивилизованно. В шести областях России работают органические фермы. Например, в Мордовии, в Новосибирской области, в Московской области, в Белгородской и Воронежской областях. То есть в России органические производства развиваются. На этом фоне в правительстве страны решили внедрить систему производства экологически чистых продуктов.
Лоббируют эти вещи российские производители фосфорных удобрений. Им хочется торговать на мировом рынке своей продукцией, которая, кстати, имеет немалый спрос. Чтобы на каждой упаковке было написано «экологически чистая продукция». Постепенно к этому решили присовокупить всю пищевую промышленность. Идея в том, что продукты в России должны быть экологически чистыми. Это хорошая идея. Но как её можно реализовать?
Первая сложность заключается уже на уровне мирового законодательства. Дело в том, что ни в одном мировом стандарте или законе нет такого юридического термина, как «экологически чистая продукция».
Второе заключается в том, что в науке такого термина тоже не найти. То есть нет такого научно обоснованного перечня свойств, который бы объединялся понятием экологически чистой продукции.
Третье. В российских нормативных актах тоже нет такого термина. То есть ни Госстандарт, ни СанПиН и другие нормативные документы не используют его. Более того, в Госстандарте РФ на третьей странице написано, что не разрешается использовать при маркировке пищевых продуктов наименования, вводящих потребителей в заблуждение, в числе которых «экологически чистый продукт».
Термин «экологически чистый продукт» - это устойчивое словосочетание, которое по разным причинам приняло широкое хождение в народе. Но за этим понятием не стоит никакой реальности, которую можно было бы идентифицировать. Просто потому, что она нигде не описана.
Есть другой вполне разработанный термин – «органическое производство». И именно он используется во всём мире. В России существует закон об органическом производстве. Чтобы продукция считалась органической, нельзя использовать пестициды, гормоны роста, антибиотики, нужна специальная техника, особая вода, специальные почвы – такие нормы предписывают и международные стандарты. Закон об экологически чистой продукции предполагает, что потребители будут введены в заблуждение, не будут понимать, какой перед ними продукт: органический, или экологически чистый. Второе предполагает, что согласно мировым стандартам такой продукт никак нельзя идентифицировать. Что влечёт за собой некоторую свободу в правилах их производства. Этот юридический казус, в сущности, развязывает руки тем, кто по каким-либо причинам не хочет выпускать соответствующую высоким стандартам органическую продукцию. Кроме того, разница терминологии отрывает нас от мирового рынка. Никто в Европе не поймёт, что в России за экологически чистые продукты и какое отношение они имеют к всем понятной и привычной органике.
Этот законопроект был разработан после последнего послания президента Владимира Путина Федеральному собранию. В нём говорится, что у нас много пустующих земель, и мы могли бы выращивать экологически чистые продукты и продавать их не только в России, но и за рубежом. Это замечательное предложение. У нас действительно есть ресурсы. Чтобы их разрабатывать, нужда долгосрочная стратегия и хорошо продуманные стандарты. На это нужно время. У нас же взялись за дело слишком поспешно, и уже в июле был готов законопроект, планируется принять его уже в этом году. Что ещё планируется?
В августе планируют разработать аж пять государственных стандартов, из них – три стандарта на удобрения, а два стандарта – на пищевые продукты. Организатор этих работ – Росстандарт, а исполнитель – Роскачество. Эти стандарты не могут быть готовы в августе по очень простой причине. Никто за такие короткие сроки не успеет сделать рабочие стандарты. На все бюрократические дела нужно минимум девять месяцев. Так что не стоит ждать хорошей и качественной проработке закона».