Так было угодно истории, что ключевым звеном этой линии цивилизационного разлома стали территориальные противоречия между Палестиной и Израилем. Хотя проблема территорий - это только «верхняя часть айсберга», более глубинные противоречия в отсутствии цивилизационного соприкосновения, которое успешно происходит во многих странах арабского мира, но только не здесь.
Начало 90-х годов прошлого века в России было временем, когда исчезали границы и, прежде всего Ближний Восток становился реально «ближним». Мне посчастливилось одному из первых российских граждан стать свидетелем событий на Ближнем Востоке, которые могли сгладить линии цивилизационного разлома.
Неизгладимый след в моей душе оставила встреча с Председателем Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом. Это был человек ищущий выход в практически безвыходной политической ситуации. Хотя, ради справедливости, надо сказать, что 1994 году ему почти удалось подойти к разрешению палестино-израильских разногласий. Я имею в виду подписание Декларации о намерениях, которая предусматривала палестинское самоуправление в секторе Газа, и в городе Иерихон на Западном берегу в обмен на признание Государства Израиль со стороны Организации Освобождения Палестины.
Одним из основных посредников в арабо-израильском переговорном процессе выступил президент США Билл Клинтон, но как заявили опрошенные RT эксперты, ключевую роль в появлении Декларации сыграл не он, а Ясир Арафат.
В частности, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов, писал: «Арафат вошёл в мировую историю как незаурядный политик, сумевший объединить палестинцев и получить большую поддержку со стороны Европы и ведущих мусульманских государств. Он добился признания Палестины, заложил основу её государственности».
В моих глазах в те далекие дни Ясир Арафат был борцом за независимость своего народа, прозорливым и мудрым политиком. Я до сих пор явственно чувствую тепло его крепкого рукопожатия.
Мне довелось много путешествовать по миру, бывать в Саудовской Аравии, но по-настоящему судьба вновь привела меня на Ближний Восток в 2006 году. На этот раз это был мир, который полностью опровергал теорию неизбежного разлома между евро-атлантической и мусульманской цивилизациями. Это были Объединенные Арабские Эмираты, куда со всей семьей я переехал, чтобы очередной раз «начать все с начала».
В России я строил образовательные духовные учреждения, восстанавливал мечети, в которых по советской традиции устраивали склады. В ОАЭ предпринял попытку утвердиться на рынке недвижимости. Дубайское агентство недвижимости (ДАН) – мой первый и самый успешный опыт ведения бизнеса в ОАЭ. Сегодня согласно экспертному заключению Independent Expert Group (UAE) абсолютный лидер, среди Топ-5 агентств недвижимости Дубая.
Погрузившись в мир этой страны, ее духовных устремлений, толерантности, технологической целесообразности, я словно попал в межцивилизационное пространство, где стерты все границы. Прожив в ОАЭ уже не малую часть жизни, я постепенно начал принимать новые истины развития.
В частности, меня заинтересовал Эдвард Саид, который в своей статье «Столкновение невежества» (2001), утверждал, что классификация Хантингтона фиксированных «цивилизаций» в мире не учитывает динамическую взаимозависимость и взаимодействие культур.
И вот, что интересно опыт Шейха Зайда – создателя ОАЭ и опыт Ясира Арафата, представляя на стреле времени параллельные явления, приводят к диаметрально противоположным результатам. Шейх Зайд создает мир где исламская и Евроатлантическая цивилизация обретают гармонию единства. Ясир Арафат, прилагая не меньше усилий все же не находит выхода из палестино-израильского цивилизационного тупика.
Может причина в том, что как писал Давид Бен-Гурион: «Мы видим ситуацию единственно возможным для себя образом. Арабы видят нечто абсолютно противоположное тому, что видим мы… Их страх не в потере земли, а в потере родины арабского народа, которую другие хотят превратить в родину еврейского народа».
И вот, в этих словах, мне кажется просматриваются контуры исторической правды: разлом проходит не между культурами, разлом в искаженном видении друг друга двух семитских народов, признающих единую историю пророков (начиная с Авраама (Ибрахима), или, иначе говоря, объединенные единой духовной историей. Впрочем, был один человек, стремящийся принести мир обоим народам, и я имел честь его знать: Ясир Арафат.
Недавно я встречал в ОАЭ своего старого друга Вице-президента Конгресса еврейских религиозных общин и организаций Зиновия Когана, который посетил эмираты в качестве участника Дней Ассамблеи народов Евразии в ОАЭ. Зиновий Львович был поражен уровнем толерантности, свободой вероисповедания для всех народов в этой исламской стране. «Вот ведь как должно быть» - сказал он с нескрываемой грустью.
Незадолго до этого, он говорил в одном из своих интервью: «Сейчас главное - продолжение мирного процесса между израильтянами и палестинцами. И именно им на месте, а не американскому президенту, лучше знать, чего стоит мир в их регионе. Трамп [от евреев] - далеко, а сотни миллионов арабов – соседи».
Проблемы разлома в цивилизационных процессах сегодня касаются практически всех народов. В основе их не конфликт цивилизаций, а конфликт интересов, которые лишают народы истинного видения друг друга. И, прав Эдвард Саид: исламский фактор – это выдумка, своего рода страшилка для незрелых умов тех аналитиков, кто утверждает будто исламский мир потенциально опасен для евроатлантической цивилизации.
Я живу в эмирате Рас аль-Хайма, практически на берегу легендарного Ормузского пролива, который в далеком прошлом привлекал пиратов всех мастей, сегодня через него проходит значительный объем нефти, добываемой в странах Персидского залива.
В последние дни к Ормузскому проливу прикованы все взоры. Многим аналитикам кажется, что здесь наметилась новая линия цивилизационного разлома. Когда я думаю об этом, то словно вновь ощущаю крепкое рукопожатие Ясира Арафата, человека, умевшего идти на компромиссы.
Время не стоит на месте. Мир меняется к лучшему. Ормузский пролив, на берегу которого я живу, продолжает служить людям дорогой экономического процветания. Я убежден, что высокие смыслы природы открывают нам путь к объединению, потому что проливы, это не линии разлома как кажется сегодня многим политикам.
Проливы - соединяют.
Исмагил Шангареев