Новая норма позволяет Министерству юстиции РФ выявлять организации, которые получая деньги из-за рубежа ведут политическую деятельность на территории России. Аналогичные законы действуют в США и Израиле. Мы решили проанализировать как меняется жизнь организаций после внесения в специальный реестр Минюста.
Правозащитный центр «Мемориал» ставит своей целью распространение в российском обществе информации о репрессиях советского периода. При этом центр активно участвует в обсуждении современных проблем. Организация расследует случаи массовых нарушений прав человека в районах межнациональной напряженности и положением беженцев или вынужденных переселенцев в России. «Мемориалу» часто вменяли однобокое отношение к этим проблемам и постоянную критику власти. «Мемориал» известен заявлениями по поводу убийства Немцова о том, что ответственность за него несет власть, и поддержкой украинских властей по событиям на востоке Украины в 2014 году.
По словам члена правления правозащитного общества «Мемориал» Александра Черкасова «Мемориал» уже больше двух лет живет и работает с «ярлыком иностранного агента»: «На нас накладывали штрафы, нам грозят еще штрафы за то, что мы не ставим на свои публикации лейбл «иностранный агент», но мы продолжаем работать», пишет pravda.ru.
Действительно, внесение в реестр «иностранных агентов» не останавливает деятельность организации. Добавляется дополнительная отчетность и обязанность указывать о своем статусе во всех публичных сообщениях. Но именно это и беспокоит зарубежных партнеров НКО, внесенных в список «иностранных агентов». Так, в словах поддержки против внесения в реестр исследовательской службы Левада-центр, Американская Социологическая Ассоциация заявляет, что «в России эта маркировка - синоним слов «шпион» и «саботажник», и это делает невозможным проведение независимых опросов общественного мнения».
При этом сам аналитический «Левада-центр» не собирается обращаться в суд, чтобы опротестовать решение Минюста, зачислившего социологическую службу в реестр НКО-иностранных агентов. Социологи предложили Минюсту досудебное урегулирование вопроса.
Напротив, судиться с Минюстом собирается «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», которая считает что ее деятельность не является политической. Однако, постоянная критика со стороны «ЭкоВахты» всероссийской строки Керченского моста в Крым и объектов горнолыжных курортов «Газпрома» в Сочи говорит об обратном. Организация попадает под одно из определений политической деятельности согласно закону об НКО - препятствование социально-экономическому развитию территорий.
По словам сопредседателя Экологической палаты России Вадима Петрова, действия «ЭкоВахты» дискредитируют все отечественное экологическое движение. «Мы видим только радикалов, но не видим экологов-ученых, экологов-инженеров. И обыватель думает, что все экологи такие», - заявил Вадим Петров. По его данным, после включения «ЭкоВахты» в список «иностранных агентов», финансирование деятельности организации перестало вестись напрямую из-за границы, а поступает от представительства иностранного фонда WWF. По поводу деятельности самого WWF в России Вадим Петров даже организовал петицию, требуя признать их также иностранными агентами, и это воззвание поддержали свыше 12 000 человек.
Поддержка организациям, внесенным в реестр «иностранный агент», постоянно демонстрируется из-за океана. Причем там даже не смущаются вопросов журналистов, «не считаете ли вы, что помощь Госдепа США вызовет негативную реакцию у российского общества». Официальный представитель Государственного департамента заявляет, что «российское правительство нацелено признать иностранными агентами НКО, защищающих природу, борющихся с распространением ВИЧ, продвигающих прозрачность власти и выступающих за свободу слова».
По мнению американского правительства, международные некоммерческие организации играют конструктивную роль в гражданском обществе многих стран мира. Но российский Минюст считает по-другому.