В то время Александр Хмель входил в состав депутатской группы «Народный депутат Мурмана» и был первым заместителем председателя мурманского регионального отделения Народной партии Российской Федерации (НПРФ). Как отмечается в пресс-релизе ЕСПЧ, 27 апреля 2003 года во время поездки на автомобиле он был задержан сотрудниками милиции и доставлен в отделение внутренних дел Североморска. Стражи порядка заподозрили, что он вел машину в пьяном виде. По информации силовиков, народный избранник отказывался назвать имя и фамилию, вел себя буйно и не подчинялся требованиям милиционеров. Тогда они пригласили в участок тележурналистов, после чего в эфир был выпущен фрагмент съемки, на котором Александр Хмель вел себя неподобающе.
Съемка послужила доказательством, на основании которого суд признал депутата виновным в отказе пройти экспертизу на наличие алкоголя в крови и нарушении общественного порядка и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей. Кроме того, за угрозы и оскорбления сотрудников милиции на него завели уголовное дело, по которому Александр Хмель также был признан виновным и оштрафован на 7,5 тысяч рублей.
В своей жалобе в ЕСПЧ истец настаивал на том, что его снимали в Североморском ОВД незаконно, после чего противоправно транслировали видеозапись по телевидению. Александр Хмель ссылался на статью 8 Европейской конвенции по правам человека, которая гарантирует право на неприкосновенность частной и семейной жизни. Кроме того, депутат утверждал, что российские власти нарушили положения статьи 4 Протокола 7 ЕКПЧ, которая исключает возможность быть судимым или наказанным дважды. Европейский суд согласился с этими доводами.
Кто и когда выплатит Александру Хмелю пять с половиной тысяч евро, пока неизвестно. В пресс-службе УМВД по Мурманской области заявили что «в ситуации еще надо разобраться».
Напомним, в начале двухтысячных годов инцидент вызвал большой резонанс. Как отметили в Генеральной прокуратуре по итогам суда, на предложение прибывших по вызову сотрудников милиции покинуть машину и предъявить документы Хмель ответил отказом и нецензурно бранился. После того, как его привезли в ОВД, «Хмель демонстрировал пренебрежение к представителям власти, унижал их честь и достоинство, высказывал нецензурные оскорбления, нанес несколько ударов сотруднику милиции, порвал на нем форменную одежду».
В свою очередь, после скандального задержания пресс-служба Мурманского регионального отделения НПРФ заявила, что депутат был незаконно задержан вооруженным патрулем и насильно доставлен в отделение, где был раздет и избит, что подтверждают множественные ушибы мягких тканей шеи, лица, грудной клетки, обеих рук и ног». Уже 28 апреля вечером народного избранника срочно госпитализировали в областную больницу, где врачи обнаружили, что у него «сотрясение мозга, множественные болевые ушибы и травмы на теле, раздроблены пальцы на левой ноге, травмированы руки», подчеркивается в партийном пресс-релизе. Действия североморской милиции депутат расценил как «политическую провокацию с целью дискредитации». Через некоторое время прямо в стенах областного парламента он объявил голодовку.
Было возбуждено уголовное дело, расследование которого окончилось обвинительным приговором Североморского городского суда.