02.11.2024
°C
3
$ 97.44
€ 105.84
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Из истории приграничного сотрудничества: Поморский фестиваль в Вардё

24-27 июля 2014 года в Вардё пройдет ПоморФестиваль, который станет крупнейшим культурным фестивалем, из тех, что проводились в городе Варде, сообщает kulturpilot.no.

Организатором и ответственным лицом за проведение фестиваля от имени коммуны Вардё станет пилотный культурный проект Фонд «Лаборатория искусства, культуры и развития на местном уровне в Вардё. Фестиваль, проводимый в этом году, станет уже 25-м. Состоится более 20 концертов, выставок и мероприятий для детей, молодежи и взрослых.
Летом процветала торговля с русскими поморами. Поморы - русское слово, которое переводится как «прибрежные жители» или «люди, которые живут на берегу моря». Целью  такой торговли прежде всего были осуществление бартера рыбы и зерновых, хотя эти сделки никогда не были бартером в чистом виде. При урегулировании расчетов между покупателями и поморскими шкиперами использовались деньги. Рубль был тогда общеупотребительной валютой в нескольких местностях Северной Норвегии.

Основным  товаром, который россияне привозили с собой, была ржаная мука, которая была расфасована в мешки примерно по 144 кг. Мешки были изготовлены из плетеного лыка или бересты и назывались «melmatter» (т.е. мучная пища»). Продавались также деготь, холст, снасти, береста и доски, а также пшеничная мука, овсяная крупа, мясо, молочные продукты, сладости и такие предметы роскоши, как  фарфор и красивая резьба по дереву.

Сами поморы интересовались всеми видами сырой рыбы, особенно палтусом, сайдой, пикшей, и треской, которую они сами засаливали на борту своих грузовых шхун. Вес товаров подсчитывался в русских пудах (около 16,4 кг) и старой норвежской единице веса «вог» (около 18 кг.). Эта система веса использовалась в Финнмарке в течение всего периода торговли с поморами даже после того, как в Норвегии в 1875 году были введены килограммы и граммы.

Спрос на рыбу в России был огромным из-за наличия множества церковных постов в России, когда было разрешено есть только рыбу и вегетарианскую пищу. Бартерные сделки обеспечивали Финнмарк жизненно важными товарами в периоды неурожая и  срыва поставок товаров с юга. Бартер процветал в 1800 году. Тогда ежегодно в Северную Норвегию заходило более 300-400 российских кораблей, общая численность команд которых составляла более 2000 мужчин. Они поставляли товар в одни и те же рыбацкие поселки из года в год, поскольку у поморских шкиперов были налажены свои постоянные связи с норвежцами. Русские общались с норвежскими рыбаками и торговцами, используя особый смешанный язык, так называемый руссеношк «Моя-по-Твоя».

Поначалу торговля с поморами считалась незаконной и сделки приходилось совершать тайно.  Все сделки оговаривались с купцами из Бергена и Трондхейма. Позднее, по решению самого короля, в 1700-х годах был открыт дом торговли в Копенгагене. Трудно было обеспечить исполнение запрета на торговлю в жизни. Кроме того, правительство  часто смотрело сквозь пальцы на этот бизнес, поскольку оно понимало, что сделки осуществлялись в интересах малоимущего населения, живущего в губернии Финнмарк. Русские больше платили за рыбу, чем покупатели с юга, а также могли обеспечить более дешевой мукой и другими товарами первой необходимости. Поморская торговля внесла большой вклад в отмену в 1789 году торговой монополии в Финнмарке, а также в то, что в том же году Вардё и Хаммерфест получили статус города.

В течение первых лет после 1789 года купцы занимались торговлей в Финнмарке. В 1796 году прямой бартер между поморами и рыбаками с 15 июля по 15 августа стал осуществляться на законных основаниях. Это был так называемый «самый жаркий летний период», в течение которого невозможно вывешивать рыбу для сушки, поскольку в это время в ней заводятся черви. Норвежские купцы не интересовались рыбой, а русские покупали ее довольно охотно. Таким образом, простые северо-норвежские рыбаки сбывали свои уловы целый год и обеспечивали себя жизненно важными товарами на зиму. Торговля с поморами также очень много значила для домашнего хозяйства прибрежных саамов.
Торговля с поморами была популярна в Северной Норвегии. Примерно в 1830 году один норвежский священник написал: «Торговля с русскими в высшей степени выгодна стране. По этой причине русские люди всегда у нас желанные гости. Купцы и простые люди наперебой приглашают их в свои фьорды. Когда русские корабли показываются весной в наших водах, во всем  Финнмарке возникает оживление и начинается какое-то движение». Но торговля с поморами несла с собой не только процветание и безопасность. Благодаря ей, люди на севере получали представление о другой красочной культуре. Записаны и сохранены воспоминания о том, что норвежцам очень нравилось красивое русское многоголосое пение, красочные женские одежды и гостеприимство домов русских шкиперов.

Вардё расположен на продуваемом всеми ветрами острове, расположенном в Варангер-фьорде (70 градусов северной широты и 31 градус восточной долготы). Это означает, что восточный норвежский город находится на том же градусе долготы, что Санкт-Петербург и Киев! Вардё стал городом в 1789 году, но история этого поселения намного старше. Еще в 1307 году на острове была освящена церковь, а первая крепость была построена, вероятно, при короле Хаконе V (1270-1319). Крепость была возведена для того, чтобы указать на заинтересованность короля этой областью и для защиты норвежских рыболовных поселений в Финнмарке от нападения с востока.

Примерно до 1850 года Вардё был небольшой рыбацкой деревней. Тем не менее, в период с 1850 по 1910 гг. численность населения увеличилась более чем в шесть раз. В 1855 году в городке жило 407 человек. В 1910 году в Вардё было уже 3023 жителя, то есть гораздо больше, чем сегодня. Причиной сильного прироста населения стало разрастание рыболовства и торговля с поморами, которые вселяли в людей оптимизм. Люди переезжали на север и рассматривали Финнмарк, как альтернативу эмиграции в США.

И норвежцы, и русские считали Вардё норвежской поморской столицей, и это было правильно, пишет норвежская пресса. Во второй половине 1800-х годов город был главным пунктом захода поморских шхун после Вадсе, Хаммерфеста и Тромсё. Это, конечно, объясняется тем, что Вардё был ближайшим таможенным постом на норвежской стороне. В порту Вардё одновременно могли стоять сто русских судов. В 1890-х гг. в среднем 384 русских судна  приходили в город каждый год, а 361 судно отправлялось из Вардё в Россию.

Другими словами торговые связи были очень крепкими, и в них были заинтересованы обе стороны. На рубеже веков Финнмарк экспортировал в Россию товаров гораздо больше, чем районы страны закупали оттуда. Ни один другой город не продал столько соленой рыбы в Россию, как Вардё за годы, предшествовавшие 1914 году. Вардё также был важным транзитным портом для иностранных товаров, которые затем перепродавались российскому рынку. Это объясняет, почему небольшой городок у Северного Ледовитого океана был одним из крупнейших импортеров в конце 1800-х гг.

После того, как была установлена надежная пароходная связь между Архангельском и Вардё в 1875 году, условия для ведения транзитной торговли и туризма улучшились. В 1890 году был открыт роскошный «Гранд Отель», который был построен специально для состоятельных российских туристов. Для поморов город Вардё был популярным местом, где они приобретали одежду, продукты питания, орудия лова и вино. Предприятия города  выпускали товары, необходимые поморам, а вывески магазинов выглядели понятно и привычно для них. Кроме того, в Вардё было собственное российское консульство. Другими словами такая ситуация немного напоминает сегодняшний Киркенес.

Из порта Вардё отправлялись и в него прибывали многие известные исследователи и научные экспедиции, которые занимались исследованием морских и полярных областей на севере. Один из них, Ричард Ченслор, в 1553 году сделал открытие о том, что Белое море и Архангельская область подходят для ведения торговли с англичанами. Норденшельд прошел по Северо-восточному проходу на судне «Вега» в 1878 – 1879 гг. Необходимо также упомянуть о Фритьофе Нансене (1893/1896 гг.), а также об экспедициях Свердрупа и Исаксена, отправившихся в Сибирь на судне «Фрам» в 1898 и 1902 гг., и о плавании Роальда Амундсена на судне «Мод» в 1918 и 1921 гг..


Мы в популярных социальных сетях