24.11.2024
°C
0
$ 102.58
€ 107.43
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Норвежские СМИ: Россия, есть деньги на новые АПЛ, имей их и на ликвидацию старых РАО

Ещё никогда в истории российского военно-морского флота подводная лодка не строилась так долго. К-560 «Северодвинск», который начали строить ещё в 1993 году по чертежам с советскими ещё штампами, стала первой АПЛ четвёртого поколения с крылатыми ракетами, способными нести ядерные боеголовки, пишет сегодня эту тему БаренцОбсервер.

Эта подводная лодка – головная в серии АПЛ проекта «Ясень», самых высоковооружённых подводных лодок со времён проекта 949А «Антей» (класс «Oscar-II» по классификации НАТО). Если «Антеи» (как печально известная АПЛ «Курск») могут нести крылатые ракет ограниченной дальности, «Северодвинск» и другие корабли этой серии несут целый набор крылатых ракет большого радиуса действия, способных поражать цели на расстоянии 1500-5000 км. Подобные характеристики стирают классификационную грань между традиционными стратегическими и ударными подводными лодками. 

Системы приходят в негодность

АПЛ «Северодвинск» первоначально планировалось спустить на воду в 1995 году и передать флоту в 1998-м. В условиях экономических трудностей и необходимости всеобъёмлющей технической модернизации реакторной установки, электронных систем и вооружения сроки приходилось переносить. Четыре года назад, в июне 2010-го, «Северодвинск» наконец спустили на воду в городе, имя которого она носит. Первый выход на морские испытания в Белое море состоялся в сентябре следующего года. В период до осени 2012 года АПЛ провела в общей сложности около 100 дней в море на испытаниях вооружения, ходовой части и других технических систем.

Ещё до того, как в ноябре 2012 года подводная лодка вышла на очередные испытания, BarentsObserver приводил тревожное заявление бывшего заместителя командующего ВМФ России адмирала Игоря Касатонова о том, что за время строительства АПЛ некоторые механизмы уже вышли на текущий ремонт. Той же осенью «Известия» писали, что в ходе испытаний было выявлено около 2000 недостатков.

Белому и Баренцеву морю не хватает глубины

Во вторник в интервью «Российской газете» гендиректор КБ «Малахит» Владимир Дорофеев объясняет, почему подводную лодку передают в опытную эксплуатацию флоту. 

«Цель - организовать и провести испытания, которые до этого не могли быть проведены по объективным причинам, – говорит Владимир Дорофеев. – Например, из-за недостаточных глубин в полигонах боевой подготовки в Белом море. Могу совершенно определенно сказать, что комплексы радиоэлектронного вооружения по-настоящему можно испытать только в открытом море, на больших глубинах».

Новые АПЛ «Севмаш» обычно испытывают в районе Кандалакшского залива у устья реки Варзуги на южном берегу Кольского полуострова. Глубина моря здесь не превышает 330 метров. 

«Северодвинск» может погружаться на 600 метров.  

Катастрофа «Комсомольца»

Для Баренцева моря, где обычно работают атомные подводные лодки Северного флота России, типичны глубины 150–400 метров, и для испытания АПЛ «Северодвинск» этого мало.

Шельф начинает достигать достаточных глубин на стыке Баренцева и Норвежского морей к северо-западу от губерний Трумс и Финмарк и к западу от острова Медвежий. Здесь глубина моря превышает 2000 метров. Расстояние до военно-морских баз Кольского полуострова отсюда невелико. В этих водах находилась самая глубоководная подводная лодка ВМФ Советского Союза «Комсомолец», проводившая тестовые погружения, когда на её борту разразился пожар. 7 апреля 1989 года «Комсомолец» затонул, погибло 42 подводника.  

По информации Википедии, «Комсомолец» был единственной в своём роде лодкой, предназначенной для испытания технологий 4-го поколения советских подводных лодок.   

На данный момент неизвестно, долго ли продлятся испытания «Северодвинска» на больших глубинах и к какой из баз – Западной Лице, Видяево или Гаджиево – он будет приписан. 

Кое-кто опасается аварии

Стейнат Хёйбротен – эксперт по радиационной безопасности в норвежском Институте оборонных исследований. На испытания, уверяет он BarentsObserver, АПЛ, скорее всего, будет выходить без вооружения на борту.   

«В случае аварии я бы намного больше обеспокоился выбросами из ядерного реактора, чем загрязнением от вооружения. Металлический уран или плутоний не дадут большого вклада в радиационный фон океана», – говорит он.  

Нильс Бёмер, ядерный физик, эксперт по безопасности российских реакторов организации «Беллуна» (Осло) отмечает в интервью BarentsObserver’у, что аварии случаются и на новых подводных лодках: «Несмотря на то, что на ВМФ поступает всё более современная техника, по опыту, как, например, с «Комсомольцем», мы знаем, что у новых подводных лодок нет гарантии от аварий». По его мнению, средства лучше было бы направить на повышение безопасности работ по удалению огромного количества радиоактивных отходов, оставшихся со времён холодной войны в обветшалых хранилищах на северном побережье России. 

«Мы думаем, что если российский флот может позволить себе огромные траты на новую технику, он также должен выделить финансирование на ликвидацию ядерных отходов период холодной войны, когда на Кольском полуострова базировалось до 150 атомных подводных лодок», – считает Нильс Бёмер.  

«Северодвинск» имеет однореакторную силовую установку. При полном вооружении 119-метровая подводная лодка может нести 24 крылатые ракеты. Имеет восемь торпедных аппаратов. Экипаж подлодки – 90 человек. Следующие две АПЛ проекта «Ясень», «Казань» и «Новосибирск», уже строятся, четвёртую, «Красноярск», планируется заложить в четверг на этой неделе.


Мы в популярных социальных сетях