Группа не согласилась с предложением близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований спустить нижний уровень государственной власти до верхнего (общегородского и районного) уровня МСУ: это привело бы к фактическому исчезновению МСУ, пояснил вчера, выступая с Тимченко, мэр Самары Дмитрий Азаров. По словам Тимченко, рабочей группой одобрена другая схема: население избирает лишь депутатов поселковых советов и районов крупных городов, а верхний уровень МСУ — районный совет и городскую думу — составляют делегаты, выдвинутые депутатами нижнего уровня. Из числа делегатов избираются также главы городов и районов; делегаты же на паритетных началах с губернатором формируют комиссии по отбору кандидатов в сити-менеджеры.
Депутаты новых внутригородских районов должны получить собственные полномочия(например, вопросы ЖКХ и благоустройства) и свои бюджеты, для их формирования федеральный центр должен передать им часть налогов, говорит президент Общероссийского конгресса муниципальных образований сенатор Степан Киричук.
Схема предполагает значительное увеличение количества местных депутатов. На нижнем уровне МСУ на депутата должно приходиться 3000-5000 избирателей, а сейчас нагрузка на депутата в крупном городе может доходить до 30 000-50 000 избирателей, пояснил Тимченко.
По его словам, рабочая группа может сама подготовить необходимые для реализации новой схемы поправки в базовый закон о МСУ, а инициировать поправки в Бюджетный кодекс для передачи новым муниципалитетам налогов может правительство, предположил Киричук.
Настаивать на переходе на новую схему МСУ никто не будет, заверил Тимченко: он надеется, что большинство муниципалитетов ее поддержат. Основные адресаты реформы — 67 уже разделенных на районы крупных городов; даже если закон не обяжет все муниципалитеты переходить на новую систему, в крупных городах она, вероятно, все же будет введена: есть не только законодательные методы убеждения, сказал«Ведомостям» источник, близкий к администрации президента.
Задача преобразований — обеспечить реальное самоуправление, создать условия развития территорий и включения органов местной власти в эти процессы, объясняет Николай Миронов из Института приоритетных региональных проектов. Смысл реформы — в деперсонализации местной политики, считает политолог Александр Кынев: негативный опыт отмены прямых выборов губернаторов ничему не научил власть.