Задержание российского траулера «Олег Найденов» может быть связано с экономическими интересами Китая в водах Сенегала. Такое мнение высказал журналистам руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, сообщает ИТАР-ТАСС. «Есть компания China Fisheries Association. Она работает там на супер-траулерах. Кстати сказать, ни одного замечания Greenpeace мы не наблюдаем за эти годы к рыбакам Китая», - отметил он.
Чиновник рассказал, что в 2011 году, когда представители Росрыболовства приехали для заключения соглашения между Россией и Сенегалом в области рыбного хозяйства, делегация столкнулась с некой демонстрацией граждан Сенегала с плакатами, на которых было значилось: «Русские, вы приехали на больших кораблях и отнимаете нашу рыбу, вы нам здесь не нужны». «Расследование, которое мы провели своими силами, показало, что люди с плакатами работают на предприятиях, принадлежащих этой китайской компании», - подчеркнул Крайний.
Борьба за ресурсы
Руководитель ведомства считает такую ситуацию вполне естественной в условиях борьбы за ресурсы. «Человечество подошло к порогу 95-98 млн тонн добычи рыбных ресурсов в год - больше из мирового океана выловить нельзя, иначе начнется разрушение биологических цепочек, - уверен Крайний. - Следовательно, начинается борьба за ресурсы. Следовательно, страны объединяются в некие экономические клубы». Например, Комиссия по атлантическим тунцам объединяет 48 государств, и только закрытые клубы рыбаков делят ресурсы в мировом океане. Россия также принадлежит этому «закрытому клубу» рыболовства, заверил Крайний. Еще 5 лет назад Россия находилась на 10-м месте в мире по уровню добычи рыбы, теперь поднялась на 5-е место. «Такое возвышение не нравится некоторым другим странам, конкурирующим с Россией на рынке водных биоресурсов», - считает он.
Возвращение рыбаков в Африку
За последние несколько лет Россия подписала 14 соглашений со странами Западной Африки, чтобы российские рыбаки смогли работать в этом районе круглогодично. Этот водный регион - «золотое дно» для рыболовства, полагает глава российского ведомства. «Нашим конкурентам не нравится, что Россия, которая ушла после развала СССР из вод Африки, сейчас в последние годы активно в этот регион возвращается. Это вызывает обострение конкурентной борьбы», - отметил Крайний, добавив, что Китай в этом водном регионе имеет больший вес, чем Россия.
По данным центра системы мониторинга рыболовства и связи Росрыболовства, более половины (51,5%) уловов российских рыбаков в зонах иностранных государств, или 37,2% от вылова вне вод РФ, приходится на зону стран западного побережья Африки. Группировка российских рыбопромысловых судов в этом районе насчитывает 10 траулеров.
Росрыболовство защищает интересы страны. И крупной рыбопромышленной компании
Как НИА «Мурманск» сообщило выше ОАО «МТФ», ОАО «МГФ», ЗАО «Стрелец», ЗАО «Феникс», ЗАО «Таурус», ЗАО «Эридан» входят в состав группы компаний Мурманского тралфлота. Раньше эти компании носили порядковые номера от исходного МТФ – 1,2,3, 4.
В рыночные годы Мурманский тралфлот решили раздробить на несколько предприятий с отдельными банковскими счетами – во избежание как бы чего не вышло, рассказывал тогдашний президент холдинга МТФ Юрий Прутков. Затем, в конце 90-х - начале 2000-х, была образована управляющая компания МТФ с головным офисом в Москве, куда и перебралось все прошлое руководство флота. Кстати, раньше тралфлот часть улова сдавал в Китай, где была дешевая рабочая сила. Продолжает ли он делать это сейчас - нынешнее руководство МТФ не афиширует.
В конце 2011 года Мурманский траловый флот перешел в собственность рыбопромышленного холдинга «Карат». Эта рыбодобывающая компания организована в 1993 году. Первым ее руководителем был Александр Иванович Тугушев, тогдашний работник Мурманского тралового флота, затем работавший в Госкомрыболовстве, а потом отбывавший определенный промежуток времени в местах, принятых называть не столь отдаленными.
В 90-е «Карат» состоял в составе холдинга «Мурманский траловый флот», равно как и другие компании: ОАО «Мурманский траловый флот», а также четыре ЗАО - «МТФ-1», «МТФ-2», «МТФ-3», «МТФ-4», Губернский флот и ОАО «Норд-Вест Ф.К.» Последние две компании - рыбоперерабатывающее предприятие «Норд-Вест», в составе которого было также несколько добывающих судов для обеспечения рыбофабрики собственным сырьем, и «Карат» - рыбопромысловое предприятие, довольно скоро стали самостоятельными и отделились от холдинга «МТФ».
По словам информированного источника НИА, по выходу из «мест» Тугушев предъявил МТФ экономические претензии, в результате которых флот и стал «каратовским» (или гонконговским, как угодно) .
Возвращаясь к «Олегу Найденову» отметим, и ранее ряд капитанов МТФ, по словам того же источника НИА, позволял себе заходить себе в чужие экономзоны, использовать неразрешенные орудия лова и т.д. Делал это и капитан «Электрона» Яранцев, который сейчас так яростно защищает в местной прессе экипаж, а точнее - капитана «Олега Найденова». Это доказал суд в отношении Яранцева, и то, что он не получил реального срока – результат работы дипломатических кругов России и Норвегии.
Виноват ли в нарушении экономических интересов Сенегала капитан «Найденова» - судить не прессе, а компетентным органам и уполномоченным на это лицам. Равно как и то, насколько превысили свои полномочия вооруженные «омоновцы» Сенегала и власти африканского государства.
Имидж нашей страны в сложившихся обстоятельствах страдать не должен. Кто же спорит?