Первая модель предполагает переход к одноуровневой системе местного самоуправления(МСУ). Руководители городских округов и муниципальных районов(второй уровень МСУ) станут чиновниками, назначаемыми губернаторами. Уровень МСУ останется на более мелких территориальных единицах (первый уровень МСУ): действующих городских и сельских поселениях (если речь идет о преобразовании муниципальных районов); воссозданных поселениях (если речь идет о преобразовании укрупненного городского округа, ранее вобравшего в себя несколько поселений); специально создаваемых внутригородских муниципальных образованиях. В компетенции этих муниципалитетов останутся только хозяйственные вопросы, пишут «Ведомости».
Чтобы компенсировать утрату прямой выборности, эксперты предлагают использовать схему, которая действовала в период назначения губернаторов президентом: по представлению губернатора депутаты МСУ первого уровня будут голосовать за или против кандидатуры главы городской или районной администрации(возможно, и его заместителя), получат право требовать его отзыва, слушать его отчеты.«Это позволит соответствовать духу инаугурационного указа президента о расширении перечня выборных муниципальных должностей», — считают в ИСЭПИ. Гордумы и райсоветы придется упразднить, но зато будут избираться депутаты внутригородских муниципальных образований и депутаты в заксобрания региона. На уровне МСУ избираться должны на прямых выборах только депутаты, а они из своего числа уже выберут главу муниципального образования.
Вторая модель предполагает создание нового вида муниципальных образований —«городские агломерации» — и подходит, по признанию одного из автора докладов Александра Пожалова, для более урбанизированных территорий(к примеру, не для Якутии). Агломерации будут создаваться на территории региональных столиц и крупных городов по итогам референдума и получат в ведение вопросы промышленной и научно-технической политики, здравоохранения, дорожного строительства. МСУ в агломерациях сохранится на уровне поселений, которые в агломерацию вошли. В целом будут преобладать полномочия региональных властей, глава администрации агломерации будет назначаться губернатором, но при этом сохраняется гордума. Правда, избираться она не будет: в нее попадут делегированные муниципалитетами депутаты. Таким образом, жители будут избирать только губернатора, депутатов заксобрания, депутата МСУ первого уровня. Как и в первой модели, глава администрации МСУ первого уровня будет избираться депутатами из своего числа.
Избирать«мини-мэра»(на уровне МСУ) избыточно, при том что избирается депутат, зато избирателю станет понятнее, за что отвечает муниципальный, а за что — региональный депутат, считает Пожалов.
Может быть переходный период, учитывающий сохранение полномочий недавно избранных мэров, говорит Бадовский. По его мнению, в некоторых случаях потребуются референдумы по изменению границ, а в некоторых — нет, поскольку будет происходить процесс не изменения, а установления границ МСУ первого уровня.
Какие полномочия останутся для МСУ — вопрос для обсуждения, ИСЭПИ пока не готов сказать, как его решить, но с 2011 г. инвентаризацией полномочий занималась рабочая группа вице-премьера Дмитрия Козака, они могут сделать какие-то предложения, полагает Пожалов.
По словам Натальи Зубаревич из Независимого института социальной политики, уже сейчас местные власти, не имея ни денег, ни полномочий, представляют собой карикатуру на местное самоуправление и нет никаких предпосылок к тому, что они получат больше прав и средств. Приведет же реформа ко многим негативным последствиям. За счет ликвидации выборов на местном уровне станет еще меньше каналов замены и омоложения элиты, система еще больше окостенеет. Не имея сдержек и противовесов в виде сильных городских элит, выборные губернаторы будут вести регионы к феодализации. Страна потеряет точки роста — крупные города. Наконец, население окончательно отучится от выборов.
Реформа в перспективе создаст проблемы для властей, предсказывает политолог Алексей Титков: отмена местных прямых выборов ведет к перекрытию еще одного канала выхлопа недовольства, получится отсроченное протестное голосование, которое повлияет на результат федеральных выборах.