Посматривая в заранее написанную бумажку, он сообщил, что переговоры закончились и «наши гости уже едут в аэропорт». Единственный итог дискуссии - «подготовка возможного совместного документа по имплиментации минских договоренностей».
Уже само начало встречи трех лидеров не предвещало ничего хорошего. Журналистам не удалось запечатлеть традиционные для таких мероприятий кадры приветствия, рукопожатий, не говоря уже о дружеских объятиях. (Тогда как, например, с Петром Порошенко оба гостя чувствовали себя, более свободно и даже запечатлелись в традиционной позе трех мушкетеров, свидетельствующих, что «один за всех и все за одного»).
Прибыв из «Внуково-2» в Кремль, Ангела Меркель и Франсуа Олланд не стали отвлекаться на протокольную съемку и сразу уединились с Владимиром Путиным. Что они обсуждали в течение первых полутора часов, так и осталось тайной. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков никаких комментариев не дал, а когда перед фотокорреспондентами, наконец, появились сами участники переговоров, их лица не выражали ровным счетом никаких эмоций. Примечательно, что все трое оказались одеты в черное. А, как известно, психологи склонны приписывать этому цвету негативное значение, полагая, что он говорит о депрессии, ненависти, зависти, агрессивном восприятии мира или собственной внешности. Впрочем, нельзя исключать, что в данном случае выбор лидеров объяснялся исключительно требованиями делового этикета.
Все, что смогли увидеть журналисты - это то, как Путин, Меркель и Олланд быстрой походкой вошли в зал и уселись за круглым белым столом напротив незажженного камина. Никто из них не улыбался. Даже из вежливости. И не думал позировать перед камерами.
Выждав несколько секунд, ВВП на правах хозяина кивнул головой. «It's enough!» (Достаточно! - «МК») - обратился он к зарубежным корреспондентам. На столе перед каждым лидером, помимо блокнота и простого карандаша, лежало устройство для перевода. Однако первые слова, которые, выходя из зала, успели услышать журналисты, Владимир Путин произнес на немецком. (Напомним, что газета Guardian в прошлом году оценила лингвистические способности российского президента на 8 баллов из 10 возможных, тогда как Меркель получила 7 баллов, а Олланд - всего 4).
Впрочем, знание иностранных наречений на этот раз не помогло участникам встречи найти общий язык. Хотя некоторые СМИ сообщили, что после переговоров в узком составе лидеры продолжили беседу за ужином, официального подтверждения, что совместная трапеза, действительно, состоялась, так и не последовало.
Когда к журналистам в начале первого ночи вышел Дмитрий Песков, Ангела Меркель и Франсуа Олланд уже держали путь в аэропорт. Пресс-секретарю российского президента, очевидно, очень непросто было подбирать слова, чтобы сформулировать итоги дискуссии (он даже написал шпаргалку). Он назвал переговоры «конструктивными и содержательными», но не стал вдаваться в детали.
«В настоящее время совместная работа ведется для подготовки текста возможного совместного документа по имплиментации минских договоренностей, который включал бы в себя предложения, сделанные Петром Порошенко, и предложения, добавленные Владимиром Путиным», - сказал Песков, не уточняя их содержание. По его словам, итоги этой работы должны быть подведены в воскресение во время телефонного разговора в «нормандском формате» , то есть с участием Путина, Меркель, Порошенко и Олланда. Если совместный документ удастся согласовать, его текст будет представлен сторонам конфликта.