01.11.2024
°C
4
$ 97.02
€ 105.52
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Канада не спешит с реализацией арктических проектов

Правительство Канады заморозило часть планов по развитию Арктики, сократив количество и технические возможности кораблей, которые оно обещало построить, а также дав задний ход проекту строительства крупного порта на севере страны.

Проект строительства арктических сторожевых кораблей прибрежного действия класса «Харри ДеВулф», о котором было впервые заявлено в 2007 году, увяз в задержках и корректировках, в то время как запланированные технические возможности единственного глубоководного порта в канадской Арктике подверглись резкому сокращению, а его темпы его строительства уменьшились до черепашьих.

В октябре новостное агентство Canadian Press сообщило о том, что правительство планирует сократить количество кораблей с первоначальных 6-8 до 5, хотя и правительство, и подрядчик, компания «Irving Shipbuilding», опровергли это сообщение. 

Запрос BarentsObserver’а в управление делами премьер-министра дать комментарии по этому вопросу остался без ответа.

Слухи в Канаде последовали сразу после заявлений нескольких российских официальных лиц о направлении дополнительного оборудования, создании инфраструктуры и увеличении числа военнослужащих в российской Арктике.

«Перед каждой из стран стоят разные вызовы, но Канада хуже любой другой арктической страны реагирует на свои вызовы», - говорит профессор Майкл Байерс, занимающийся исследованиями глобальной политики и международного права в Университете Британской Колумбии. 

«Мы сравниваем яблоки и апельсины, но понятно, что одно из яблок гниет, а остальные фрукты в корзине выглядят нормально».

Все восемь приполярных стран – Канада, Соединённые Штаты, Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия и Россия – в последнее время стали уделять Арктике намного больше внимания в своей национальной политике, в то время как такие страны, как Китай, также проявляют интерес к Северу.

Однако сравнение данных показывает, что некоторые приполярные страны очень много говорят об Арктике, но очень мало делают в этом регионе.

На данный момент Россия, у которой более 40 ледоколов, включая единственный в мире атомный ледокольный флот, способный достигать Северного полюса, намного опережает другие арктические страны. Тем временем новые канадские корабли получили прозвище «снегоколы» из-за того, что они могут работать в Арктике только в летние месяцы и не способны проходить тяжелые или многолетние льды.

Недавно Управление бюджетного контроля при парламенте Канады (Canadian Parliamentary Budget Office) пришло к выводу, что на выделенные 3,1 миллиарда канадских долларов будет построено всего 4 корабля, установив, что вероятность выполнения проекта в установленные сроки составляет 50 процентов.

«Более вероятно, что при отсутствии задержек объем выделенных средств позволит построить четыре корабля, - отмечается в отчете управления. – Однако любая задержка более чем на год будет означать, что выделенных средств, вероятно, будет достаточно для строительства только трех кораблей».

Прототипом для кораблей  послужил крупнейший корабль ВМФ Норвегии «Свальбард» за вычетом некоторых ледокольных функций.

«Поразительно, насколько сократился масштаб этого проекта за последние семь лет, - говорит Байерс. – Это указывает на две вещи: во-первых, Арктика фактически не является приоритетом для правительства Харпера. Во-вторых, правительство Харпера не интересует межгосударственная безопасность в Арктике».

Посол Канады в Норвегии Давид Спроул недавно посетил север Норвегии и подтвердил приверженность Канады к совместной работе по укреплению взаимоотношений и дальнейшему развитию в приполярном регионе. 

«В Норвегии север в значительной степени рассматривается в качестве пути в будущее», - сказал Спроул, хотя он также отметил, что основным препятствием для освоения канадского севера являются его огромные размеры. 

После напряженного лета, когда Норвегия призвала другие страны Арктики увеличить свое присутствие на севере вслед за деятельностью России на Украине, сильно бросилось в глаза отсутствие кленового листа в регионе, за исключением широко освещавшейся экспедиции по поиску кораблей пропавшей экспедиции Франклина. Проект привел к появлению новых карт ранее неизученных участков акватории и находке сокровища нации – корабля «Эребус», но в основном он носил символический характер, дав Канаде возможность продемонстрировать своё арктическое наследие. 

Однако более конкретные проекты, которые могли бы повысить готовность Канады реагировать на происшествия в Арктике, не привели к таким же результатам, как находка корабля экспедиции Франклина. Единственный канадский глубоководный арктический порт в Нанисивике по прошествии семи лет так и не построен, при этом цена проекта за это время выросла больше чем в два раза. Как и в случае с кораблями класса «ДеВулф» проект строительства порта также пострадал из-за инфляции – его размеры, технические характеристики и возможности использования в разное время года подверглись значительному сокращению, чтобы уложиться в изначально заявленные 100 миллионов канадских долларов.

Этих 100 миллионов должно было хватить на строительство аэродрома, способного принимать реактивные самолеты, и жилых помещения для круглогодичного проживания. Бюджет новой базы больше – 116 млн. долларов, они пойдут на строительство ВВП с гравийным покрытием, модернизацию причальных сооружений, трейлер на шесть человек, пригодный для проживания только летом, и резервуар, способный вместить годовой запас топлива.

Британская консалтинговая компанияPOLARISKв прошлом месяце выпустила отчет с прогнозом экономической стоимости Арктики к 2035 году. В отчетезаявлено, что к этому времени примерная пятая часть экспорта из Китая будет перевозиться по северным маршрутам. На северные страны уже все больше давит необходимость стратегических инвестиций в системы и инфраструктуру для обеспечения безопасности при таком росте активности.

Арктическом совете, завершив период правления министра Леоны Аглуккак. Под ее руководством Совет принял на себя обязательства по работе с приполярными сообществами, а некоторые заявляют, что самой большой заслугой Канады является то, что она просто не дала Совету свернуться. Однако наиболее важным результатом работы Совета стало подписание соглашения о борьбе с загрязнением моря нефтью в Арктике.

Рост экономической активности в Арктике связан с рисками, к которым Канада может быть не готова. Продолжающиеся переговоры между странами Арктики и нефтяными компаниями указывают на интерес к созданию на Крайнем Севере круглогодичных буровых платформ, а прошлым летом грузовое судно впервые прошло транзитом по Северо-западному проходу без сопровождения. 

«[Канада] в большинстве случаев не сможет добраться до места происшествия, требующего поисково-спасательных работ, в течение двух дней с момента его возникновения», - говорит Байерс. У Норвегии есть круглогодичная вертолетная база на Шпицбергене, и даже Дания с Гренландией в качестве базы для поисково-спасательных операций гораздо лучше готова поддержать экономическое развитие в Арктике.

Пока Канада раздумывает над вложением значительных средств в развитие Севера, влияние и доходы России только растут. Сейчас, когда более 20 процентов ВВП России приходится на предприятия, расположенные в Арктике, север больше не считается регионом для холодной ссылки. В прошлом месяце Кремль заявил о создании министерства по развитию арктических территорий, которое возьмет на себя функции руководства, управления и контроля с центром в Москве.

Принимая во внимание мнение ряда политиков о надвигающейся угрозе второй «холодной войны», можно прийти к выводу, что защита интересов в Арктике и обеспечение присутствия становятся актуальным вопросом повестки дня, по которому правительству Канады, возможно, придется держать серьезный ответ во время выборов в следующем году. 

«Дело не просто в безопасности. Дело в возможности, - говорит Байерс. – Все страны Арктики делают свою работу лучше, чем Канада».


Мы в популярных социальных сетях