У кого-то есть влиятельные покровители в окружении президента, кто-то имеет выход непосредственно на главу государства, кого-то протежирует администрация. «Газета.Ru» изучила скрытую кадровую механику Кремля.
Фактор покоровителя
Наличие влиятельного покровителя играет едва ли не важнейшую роль в принятии решения о судьбе губернаторского кресла. «Есть люди, которые имеют возможность поговорить по поводу того или иного губернатора напрямую с президентом, и в таких случаях принятое решение спускается в администрацию», – рассказывает информированный источник «Газеты.Ru».
Людей, имеющих прямой выход на Путина, ясное дело, можно сосчитать по пальцам.
Такой уважаемый гражданин имеет возможность замолвить словечко за губернатора, попросив о его переназначении, когда истекают полномочия, походатайствовав о допуске на досрочные выборы или, напротив, посоветовав главе государства назначить на освободившееся место кого-то еще.
Так, по словам нескольких источников «Газеты.Ru», глава Башкирии Рустэм Хамитов получил разрешение пойти в этом году на досрочные выборы не без помощи Игоря Сечина. По одной версии, Сечин покровительствует Хамитову еще с конца 2000-х, когда тот был зампредом правления «РусГидро», а сам он в ранге вице-премьера по ТЭКу курировал предприятие. Еще один источник озвучивает другую версию: «Хамитов всегда хотел быть человеком Сечина, однако вряд ли был таковым в реальности, хотя СМИ ему это приписывали. Но судя по последним событиям вокруг «Башнефти», сейчас ему это удалось».
Глава нефтегазового Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин считается ставленником НОВАТЭКа, совладельцем которого является близкий к Путину предприниматель Геннадий Тимченко. А губернатора Томской области Сергея Жвачкина называют человеком «Газпрома»: в свое время он возглавлял ряд региональных «дочек» газовой монополии. «Иркутская область рассматривается как территория Чемезова (глава госкорпорации «Ростех», уроженец данного региона): с ним, как с «главным иркутянином», согласовывают кандидатуру местного губернатора», – уверяет источник, близкий к Кремлю.
Зоной интересов министра обороны Сергея Шойгу считаются республики Хакасия, Тыва и Московская область.
Из Тувы родом Шойгу, глава Хакасии Виктор Зимин – его друг, к тому же в Хакасию глава ведомства периодически приезжает отдыхать. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев – сын давнего соратника Шойгу Юрия Воробьева, долгое время работавшего с ним в МЧС. Когда президент освободил Шойгу от должности главы Московской области, чтобы отправить в Минобороны, именно новоявленный глава ведомства посоветовал назначить Андрея Воробьева на губернаторский пост.
Глава Карелии Александр Худилайнен считается креатурой спикера Госдумы Сергея Нарышкина. В конце 1990-х – начале 2000-х Нарышкин был председателем комитета по внешнеэкономическим и международным связям правительства Ленинградской области, а Худилайнен в этот период работал сначала первым замом, затем главой Гатчинского района. На думских выборах 2011 года, когда Нарышкин, будучи руководителем кремлевской администрации, возглавлял список «Единой России» в Ленобласти, Худилайнен, в свою очередь, руководил партийным избирательным штабом.
Тюменского губернатора Владимира Якушева называют «собянинским». Нынешний мэр Москвы сам возглавлял Тюменскую область до того, как в 2005 год Владимир Путин назначил его главой кремлевской администрации. Якушев, работавший первым замом Собянина, сменил его на губернаторском посту.
Считается, что, когда решается участь губернатора, имеющего высокого покровителя, с этим самым покровителем советуются по поводу дальнейшей судьбы подопечного. Если не посоветовались, значит, стоимость политических «акций» покровителя стремится к нулю, образно выражается источник, близкий к Кремлю.
Политические тяжеловесы
«Есть также губернаторы, которые и «сами с усами» – имеют личный выход на президента», – говорит другой собеседник «Газеты.Ru». В числе таковых он называет, в частности, Рамзана Кадырова, Сергея Собянина, Георгия Полтавченко. Этих людей можно считать личными креатурами Путина. Хотя того же Полтавченко, по утверждению источников, поддерживают близкие к президенту братья Ротенберг.
В числе тех, кто находится на особом положении, кемеровский губернатор Аман Тулеев, один из немногих оставшихся глав – политических долгожителей.
В Кремле Тулеева чрезвычайно ценят за то, что он полностью контролирует социально-политическую обстановку в шахтерской области. Власть прекрасно помнит, как в начале 1990-х шахтеры приезжали к Белому дому «стучать касками». И опасения, что подобный сценарий может повториться, несмотря на все декларации о достигнутой стабильности, на самом деле никуда не делись.
Тулеев, полномочия которого истекают весной 2015 года, сам будет решать, уходить ему или оставаться на новый срок, ранее утверждали источники «Газеты.Ru». Весьма вероятно, что губернатор Кемеровской области уйдет – говорят, у него проблемы со здоровьем.
Но в вопросе о том, кому быть преемником, рекомендация Тулеева будет решающей, уверяли источники.
Формальная схема
«Политическая самодостаточность губернатора или наличие у него «крыши» тем не менее не означают, что он неподконтролен внутриполитическому блоку Кремля. Управление внутренней политики (УВП) присутствует везде и может повлиять на всех, но где-то в большей степени, где-то в меньшей», – рассказывает бывший кремлевский чиновник.
В целом за регионы отвечает замначальника УВП Виктор Селиверстов, непосредственно за территории, где проходят выборы, – другой замначальника, Татьяна Воронова.
Текущая оценка деятельности глав субъектов строится, с одной стороны, на собственной информации УВП о положении дел в регионах. С другой – немалую роль играют следующие показатели: рейтинг Минрегиона (после расформирования министерства функции по его составлению были переданы МЭР), который, например, отражает, как исполняются президентские указы; георейтинг ФОМ, дающий картину социальных настроений граждан и уровня их протестной активности; рейтинг ФАПСИ.
С возвращением губернаторских выборов стали учитываться электоральные показатели. «Избираемость – это главное, – говорит источник «Газеты.Ru». – Она стала дополнительным фактором отсеивания губернаторов. Главы регионов, которые с трудом избираемы, могут потерять свой пост».
Когда приходит время решать судьбу того или иного губернатора – истекают ли у него полномочия, или же стоит вопрос о его походе на досрочные выборы, – внутриполитический блок Кремля готовит Путину справочную информацию о главе региона. Досье на руководителей субъектов президенту также представляют кремлевское управление по противодействию коррупции, управление кадров и – по своей линии – силовые структуры. Последнюю точку в судьбе главы региона ставит президент.
Если принято решение указать губернатору на дверь, начинается плотный поиск замены, резюмирует источник, близкий к Кремлю. Самому же главе региона весть об отставке сообщает отнюдь не Путин. Эту миссию выполняет либо куратор внутриполитического блока, первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, либо руководитель администрации Сергей Иванов.
Причинами для отставки могут быть слишком длительное пребывание губернатора у власти, коррумпированность его и окружения, слабость управленческих качеств, серьезные внутриэлитные конфликты, которые особенно не приветствует Кремль.
По утверждению источника, близкого к администрации президента, на многих губернаторов есть коррупционные досье.
Другое дело, что всех подряд увольнять не будешь, а отдельные отставки способны произвести должный эффект. Так, например, было с увольнением брянского губернатора Николая Денина, которого Путин отставил с формулировкой «утрата доверия» за пять дней до губернаторских выборов. Это сигнал всем избранным губернаторам, что неприкасаемых нет, объясняли источники в Кремле.
Отставка Денина, с одной стороны, была ожидаемой, с другой – неожиданной. Предполагалось, что его сменщик, депутат Госдумы Александр Богомаз, которого причисляют к креатурам Володина, сначала станет спикером облдумы с последующим прицелом на губернаторский пост. Богомаза прочили на место Денина еще весной, но, по словам собеседников, близких к Кремлю, не было консенсуса, что Богомаз готов к должности губернатора и что он изберется. Поэтому и было принято решение сначала бросить будущего сменщика Денина на облдуму. Но стать спикером Богомаз не успел, поскольку президент назначил его и.о. главы региона.
Решение сменить губернатора Брянской области до единого дня голосования один из источников трактует так: «Губернаторам говорили регистрировать представителей парламентских партий, а некоторые не регистрировали (так было в Нижнем Новгороде и Липецке); говорили, что досрочное голосование не должно превышать 5%, а у некоторых оно было гораздо выше (например, в Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской областях). Видимо, у кого-то в Кремле сдали нервы. Сняли Денина – устрашили остальных».
На случай решения о замене губернатора в УВП всегда имеется список «запасных», уверяет источник «Газеты.Ru». «Но даже если есть понимание, что глава региона остается, никогда не рассматривается только одна его кандидатура», – добавляет он.
Скамейка запасных составляется по следующим критериям: «Это люди, влиятельные в данном регионе и соседних, руководители крупных местных предприятий, депутаты Госдумы и сенаторы от региона. Человек должен иметь хоть какой-то навык руководства, знать, как работать с людьми, обязательно иметь представление о социально-экономических процессах в регионе».
При поиске преемника учитываются кадровые предложения от полпредств, иногда от оппозиционных парламентских партий. Но с учетом того, что сейчас у каждой оппозиционной думской партии есть свой губернатор, в обозримой перспективе их рекомендации вряд ли пригодятся.
Потенциальные сменщики губернатора обязательно проходят собеседование с Ивановым и Володиным. Зачастую желание пообщаться с тем или иным претендентом высказывает Дмитрий Медведев.
«Он, как лидер «Единой России», хочет лично знать тех, кого будет поддерживать партия», – говорит источник, близкий к Кремлю. Опираясь на рекомендации администрации, с кандидатами встречается Путин. Окончательное слово, как водится, принадлежит ему.
Люди Володина
При этом внутриполитический блок администрации президента, а вернее, его куратор Вячеслав Володин сам является активным игроком в вопросе подбора губернаторских кадров.
По словам нескольких источников, благодаря личной рекомендации Володина ряд глав регионов были назначены и.о. взамен ушедших в отставку, получили продление сроков полномочий либо возможность пойти на досрочку.
Среди них глава Владимирской области Светлана Орлова, возглавившая регион в 2013 году, будучи до избрания вице-спикером СФ. По словам источников, на должность главы региона претендовал также главный федеральный инспектор по Владимирской области Сергей Рыбаков. Его поддерживал руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов, с которым Рыбаков работал в Минобороны и правительстве. Однако Путин сделал выбор в пользу Орловой, а Рыбаков был назначен членом СФ от заксобрания Владимирской области.
Стопроцентно володинский кадр – недавно избранный губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, до этого руководивший исполкомом ОНФ. Кстати, предшественника Бочарова, Сергея Боженова, ушедшего в отставку (формально – по собственному желанию) в апреле этого года, также называют креатурой первого замглавы АП. Но Боженов, констатирует источник, «Володина подвел». До такой степени дискредитировал себя сомнительными историями, что его в итоге попросили на выход. Достаточно вспомнить одну только поездку с группой депутатов облдумы в Италию якобы с целью «представить экономический потенциал Волгоградской области».
Поговаривают, что креслом губернатора Орловской области Володину обязан бывший депутат Госдумы от КПРФ Вадим Потомский. По словам источников, Володин заметил Потомского еще в 2012 году, во время выборов главы Брянской области. Коммунист, выдвинувший свою кандидатуру, во-первых, провел блестящую кампанию, во-вторых, сумел заручиться поддержкой ряда представителей местных элит, чтобы снять тогдашнего губернатора Николая Денина с регистрации. В ситуацию вмешался федеральный центр.
По негласным кремлевским правилам, человек, на которого сделал ставку президент, не может не то что проиграть, нежелательным считается даже второй тур.
В результате регистрацию Денина восстановил Верховный суд. «Потомскому же было сказано: будешь сидеть тихо (то есть не поднимать большой шум после выборов) – позже станешь губернатором», – рассказывает один из собеседников «Газеты.Ru». В этом году пост главы региона Потомский действительно получил, избравшись в Орле при максимально благоприятных условиях.
Благодаря рекомендации Володина, по словам наших источников, на досрочные выборы отпустили, например, губернатора Кировской области Никиту Белых, который был назначен еще при Дмитрии Медведеве, но сумел выстроить отношения и с новой администрацией, и главу Приморья Владимира Миклушевского.
Обошли на повороте
В самый последний момент то или иное решение может быть изменено. Такая история произошла в 2012-м с теперешним главой Карелии Александром Худилайненом. В 2011 году он, будучи руководителем Гатчинского района Ленинградской области, стал спикером облдумы с перспективой получить пост главы региона. «У Нарышкина, который поддерживал Худилайнена, уже была договоренность, что того назначат губернатором Ленобласти. Но в последний момент Нарышкина обошли братья Ковальчуки», – констатирует источник «Газеты.Ru». В результате Ленобласть досталась их протеже Александру Дрозденко, а Худилайнена направили в Карелию.
Не менее драматичная история произошла в 2010 году с главным федеральным инспектором по Оренбургской области Игорем Удовиченко. Он должен был стать губернатором региона. Вопрос с его назначением был решен, президент (в то время Медведев) кандидатуру Удовиченко одобрил. Но в последний момент премьеру Путину позвонил влиятельный уроженец Оренбургской области Виктор Черномырдин и походатайствовал за другого человека – Юрия Берга. Глава правительства к рекомендации тогда уже тяжелобольного экс-премьера прислушался.
Отдельные кадровые решения Кремля иначе как «специфическими» назвать нельзя. Почему, например, разрешение отправиться на досрочку в этом году получил такой откровенно слабый губернатор, как глава Республики Алтай Александр Бердников?
Источники «Газеты.Ru» единодушны: полезный для элит человек. Республика Алтай – прекрасное место для охоты.
Многие статусные люди, желая поохотиться, направляются именно туда. Широкая публика об этих турне обычно не знает, а если информация о них и просачивается, то, как правило, случайно. Так было в 2009 году, когда в результате крушения вертолета во время охоты на архаров, занесенных в Красную книгу, погибли семь человек, включая полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина.
В 2010 году в СМИ появилась информация, что в Онгудайском районе республики якобы строится резиденция Путина. Бердников эту информацию опроверг, охарактеризовав как сплетни и бред. По словам главы региона, речь на самом деле шла о базе «Алтайское подворье», которую возводит «Газпром». Как бы там ни было, а с тех пор за Бердниковым закрепилась кличка Прораб, рассказывает один из источников «Газеты.Ru».
Главу региона, где любят проводить досуг элиты, без крайней необходимости никогда не снимут.
«Бердников работает по профилю – охотоведом. В подобных случаях многое строится на доверии (со стороны элит). Бердникову доверять можно. Его случай – специфический», – иронизирует один из собеседников «Газеты.Ru».
Точно такой же «специфический случай» – с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным, который, правда, в этом году участвовал не в досрочных выборах, а в плановых. Волга, базы отдыха, рыбалка, икра… Отдохнуть в Астраханской области время от времени любят Владимир Путин с Дмитрием Медведевым. И не только они…
Не стоит, впрочем, думать, что все губернаторские отставки и назначения сопровождаются аппаратными интригами и кулуарной борьбой. Есть истории, прозрачные, как родниковая вода: неуспешного, непопулярного главу региона по истечении полномочий совершенно заслуженно отправляют в отставку. Так было в этом году с главами Курганской и Орловской областей Олегом Богомоловым и Александром Козловым.
Другое дело, что и походатайствовать за них было некому, а сами регионы не представляли интереса для влиятельных игроков. Именно поэтому Орловскую область торжественно отдали коммунистам, а новым губернатором Курганской области стал экс-глава города Шадринска Алексей Кокорин. Будь у отставных губернаторов покровитель, неизвестно, как бы разрешился их вопрос.
В конце концов, низкий электоральный рейтинг главы региона не является непреодолимым препятствием для переизбрания.
Муниципальный фильтр за редкими исключениями позволяет отсечь потенциально сильных оппонентов. И понятно, кому в день выборов отдадут голоса избиратели: опостылевшему губернатору, который на фоне слабых соперников все равно смотрится как настоящий гигант большой политики.