Корр.: Летний сезон 2014 года, в начале которого вы возглавили Ростуризм, выдался исключительно сложным. Как вы, человек, который всю жизнь занимался экономикой и финансами, оцениваете состояние туристической отрасли в столько критическое время?
Современная экономика насчитывает 53 различные отрасли, связанные с туризмом, так что синергия огромная. Туризм – это особенная отрасль экономики, его очень сложно как-то жестко позиционировать, потому что он имеет отношение и к транспорту, и к гостиничному бизнесу, и к различным областям сферы обслуживания, и ко многому другому. Получается, что он одновременно оказывает гигантское влияние на многие отрасли, но и сам растворяется в других сферах. Поэтому его сложно систематизировать, собрать, обобщить и выделить.
Сейчас Ростуризм совместно с Росстатом ведет большую работу в разных направлениях с целью придания отрасли определенного статуса на основе международных стандартов. Только недавно мы стали по-новому считать турпотоки. Методики, которые применялись до сих пор, не соответствовали международным стандартам. Наконец-то мы согласовали с Росстатом стандарт, близкий к международным требованиям, принимающий следующее определение: «Турист – это тот резидент, который выезжает из своей страны не с целью смены жительства и не с целью получения постоянного дохода».
Следующая очень важная работа, которую мы ведем с Росстатом, это статистический подсчет, на основе которого можно оценить вклад туризма как в региональный, так и во внутренний валовый продукт страны. Это очень важная информация, способная наглядно продемонстрировать, каким образом увеличение туристических потоков приводит к росту благосостояния не только в масштабах страны, но и на местном уровне. Когда мы получим наглядные цифры, подтверждающие, что развитие туризма вызывает увеличение доходов населения, поступлений в бюджет, развитие малого и среднего бизнеса, развитие небольших городов и сел, станет очевидно, что туризм – один из локомотивов развития экономики России.
Корр.: Но выездной туризм приносит дивиденды не собственной державе, а другим странам. Зачем Федеральному агентству заниматься столь скрупулезной оценкой туризма на экспорт?
Мы отдаем себе отчет, что выездной туризм в основном работает на экономику других стран и стимулирует их развитие, но нам важно понимать, каков объем выездного рынка, почему люли едут отдыхать в другие страны. Исходя из этого, можно будет предметно подумать, как создать конкурентные условия в собственной стране, чтобы людям стало интересно путешествовать по России. какие нужно создать условия, чтобы туристы не стремились куда-то выезжать в поисках впечатлений, а захотели бы сравнить альтернативные предложения собственной родины и других стран.
Корр.: На совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «О мерах нормативно-правового регулирования в сфере выездного туризма», которое состоялось в начале сентября 2014 года, были высказаны в том числе и неожиданные предложения, направленные на совершенствование отрасли. Хотелось бы узнать вашу оценку этих идей.
На совещании, в частности, была поддержана идея создания некоего персонального фонда туроператоров. В начале года туроператор подсчитает, какое количество туристов он собирается отправить на отдых в текущем году. То есть отчисления в фонд будут делаться на основании прогнозного числа туристов. Это число предлагается умножить на сто рублей и получить сумму, которая и составит этот персональный фонд. Данные средства не будут являться собственностью «Турпомощи», но в случае банкротства туроператора на решение проблем туристов сначала будут расходоваться деньги из фонда персональной ответственности и только если их не хватит, будут задействовать средства фонда «Турпомощи».
Вопрос о создании такого фонда рассматривался параллельно с модернизацией системы финансовых гарантий туроператоров. К сожалению, было признано, что пока этот механизм работает недостаточно эффективно. В настоящее время для того, чтобы туроператор был включен в Федеральный реестр, он должен предоставить либо банковскую гарантию своего финансового обеспечения, либо застраховать ответственность перед туристами.
Сегодня из чуть более 1,7 тысячи туроператоров всего 23 имеют банковскую гарантию, а остальные компании, занимающиеся выездным туризмом, страхуют свою ответственность. События прошедшего лета показали, что страхование ответственности туроператора имеет много изъянов. Существуют несоответствия между объемами бизнеса и объемами застрахованной ответственности.
Кроме того, мы сталкиваемся с проблемами, когда туроператоры нам сообщают, что не могут застраховаться, потому что страховые компании отказываются принимать на себя страховые риски по туроператорской деятельности. Это может привести к тому, что многие туроператоры не смогут вести свой бизнес, потому что они не предоставят для внесения в реестр соответствующие договоры страхования.
Добровольное страхование туристов в сочетании с обязательным страхованием туроператоров может дать наиболее оптимальный вариант. Туризм – это дело добровольное.
На совещании звучали также предложения о повышении ежегодных взносов в компенсационный фонд ассоциации «Турпомощь». В настоящее время при формировании фонда предлагается определенная дифференциация: 100 тысяч рублей – это минимальный взнос, но в зависимости от объема продаж он повышается до 0,1% от оборота крупных туроператоров. К сожалению, мы столкнулись с тем, что по 100 тысяч рублей платят почти все, а 0,1% от оборота не платит никто. В лучшем случае крупные туроператоры произвели дробление, оплачивают по 100 тысяч рублей через несколько юридических лиц.
Мы хотим все-таки дифференцировать этот взнос. Крупные туроператоры должны платить значительно больше, чем туроператоры мелкие. На рабочем совещании было поддержано наше предложение, создать государственную информационную систему, которая имеет рабочее название «электронная путевка». Информация о том, какой тур был продан, должна незамедлительно появляться в единой базе данных, тогда не будет совершенно никаких проблем и с учетом путевок, и с расчетом выручки, и с определением взносов и так далее. На начальных этапах разработки предложений относительно реформирования выездного туризма появлялась идея возврата лицензирования туристических компаний, но потом от нее отказались. Она была признана нецелесообразной. Есть идея усилить роль и значение Единого федерального реестра, чтобы были рычаги воздействия на ситуацию, вплоть до возможности исключения компаний из реестра.
Прозвучала необходимость создания реестра турагентств, потому что сегодня никто не знает, сколько в стране функционирует турагентств. Эксперты считают, что их 15-20 тысяч. При этом мы каждый день сталкиваемся с информацией, что те или иные агентства прекращают свою работу, туристы страдают, часто возникает путаница, не все понимают разницу между операторами и агентами. Это все порождает раздражение и недоверие к рынку.
Корр.: Летний сезон уже почти закончился. Пусть еще нет официальных статистических данных по туристическим потокам и популярным направлениям отдыха, но как бы вы оценили свой первый сезон во главе Ростуризма?
Лето 2014 года получилось очень непростым. Мы стали свидетелями ухода многих туроператоров, в результате чего много туристов пострадало. Мы не можем дать гарантий, что это не произойдет в дальнейшем. В общем и целом по каким-то направлениям рынок упал, как в случае с европейскими направлениями, но по каким-то направлениям он вырос — это Турция, Египет, Эмираты. По моим ощущениям, объемы продаж в целом за лето упали на 20-25%.
Если мы будем говорить о внутреннем туризме, то рынок вырос на 15-20% в целом по сравнению с 2013 годом. Пока рано говорить про Крым, но я надеюсь, что заявленный уровень в три миллиона туристов мы достигнем, а может быть, даже превысим. Непростой год выдался для Поволжья и Татарстана — Волга в этом сезоне очень сильно обмелела, что несколько подпортило круизный сезон. У нас получилось сокращение выездного туризма, но при этом мы фиксируем рост внутреннего туризма.
Основная сложность в том, что у Ростуризма не так много возможностей для того, чтобы эффективно решать задачи, которые перед ним стоят. У ведомства очень мало функций, полномочий и недостаточно ресурсов. Это усложняет решение задач, которые стоят перед Ростуризмом.