Прежде всего, Павел Астахов отметил, что со времени своего последнего рабочего визита в наш регион, а было это в 2010 году, еще при прежнем губернаторе, «очень многое изменилось». «Мне приятно, что рекомендации, сделанные тогда, были подвергнуты исследованию, и, приехав сегодня, нам удалось совместными усилиями многое обнаружить», - сказал он.
Как выяснилось, обнаружить удалось не только положительное, о чем Павел Алексеевич рассказывал, отвечая на вопросы СМИ, и НИА «Мурманск» о том сообщало, но и некоторый негатив тоже.
«Несмотря на то, что демографическая обстановка в Мурманской области не очень радостная, потому что население убывает каждый год, надежда есть, поскольку ежегодно идет прирост населения за счет новорожденных, - сказал он. – Это стратегически важно для страны, это вопрос роста национальной безопасности. Нам удалось по всей России остановить тенденцию вымирания, появилась перспектива восстановления населения. Я говорил в прошлый раз: если будет соблюдаться нулевой баланс прироста и вымирания, то к 2025 году Россия придет к населению 18-20 млн человек. Сегодня в США - 100 млн человек населения. Представляете, разница какая»?
Павел Астахов отметил Мурманскую область в положительном плане в вопросе обеспеченности детскими дошкольными учреждениями. Только в Сибири, по его словам, нет очереди в детсады вообще. А поскольку детей сейчас пытаются отдать на дневное воспитание государству и в частные руки как можно раньше, то детский сад становится средством прироста населения, говорил омбудсмен. Экспертами (не только российскими) подсчитано: если бы мест в детских садах было достаточно, ежегодно Россия получала бы прирост населения за счет новорожденных в 2-2,5 млн человек. «Это очень интересное исследование, его показывали нашему президенту», - сообщил Павел Астахов.
Второе и третье условия, необходимые для увеличения численности населения, - это обеспеченность жильем и материальное благополучие.
«Есть у Мурманской области и потенциал по закрытию и реформированию детских интернатов, - говорил он. - За последние 3 года в регионе было закрыто 3 детдома, и по объемам загрузки остальных скоро будут готовы еще 4 интерната. В 9 детских домах находятся сейчас чуть больше 220 детей. Получается, по 20-25 человек в каждом. Как и советуют мировые эксперты: должно быть не более 20-30 человек в детских интернатных учреждениях, разделенных на социальные семьи по 9-10 человек. Приятно, что были учтены наши предложения о создании в учреждениях служб подготовки и сопровождения приемных семей, потому что дети из асоциальных семей оказываются полностью не адаптированы к жизни в нормальных условиях. И тогда начинаются отношения от полной любви к полной ненависти».
В то же время омбудсмен ставит перед регионом задачу возврата ребенка в старую семью, отмечая, что это будет более качественная работа, потому что решается судьба не только детей, оставшихся без попечения, но возрождается семья, как ячейка общества. Родители излечиваются от пороков, находят себе работу, жилье, возвращают себе ребенка и т.д. «Это более сложный путь, но более эффективный, правильный и человечный», - сказал Павел Астахов.
Он считает, что довольно много в двух региональных домах ребенка находится маленьких детей – 200-220 человек ежегодно, число отказов – 32-35 каждый год. Надо обращать внимание на «источники поступления таких детей».
Среди негатива Павел Астахов отметил сложившую ситуацию в Мончегорском специализированном училище, куда поступают «неблагополучные подростки» из Мурманской области и частично из Карелии. Учреждение находится в подчинении федерального Минобразования, но это не означает, что регион полностью должен перенести ответственность на центр. Омбудсмен отметил, что начиная с 2014 года, резко увеличилось количество жалоб, поступающих из спецучилища - в основном от преподавательского состава. Подростки ведут себя агрессивно, неадекватно, повсюду звучит блатной жаргон, в помещениях курят, ребята угрожают друг другу и взрослым физическим насилием и т.д. В прошлом году было отмечено 6 массовых побегов из училища, причем одного подростка не могут найти до сих пор. По статистике, 50% выходящих из училища так или иначе преступают закон. Это плохая статистика, считает Астахов.
В Оленегорском детдоме «Огонек» повторяется случай кражи денег из сумочки воспитателя: сейчас - 12 тысяч рублей, годом ранее – 4 тысячи. Решения по малолетним воришкам принимает так называемый «семейный совет» с участием воспитателей. Проступки остаются безнаказанными. Павел Астахов предполагает, что эти случаи – не единичные. Есть еще нарушения, и, может быть, более серьезные. «Не хотят портить статистику?», - предполагает он.
В Мурманской школе №49 располагается детский летний лагерь, но условия там ненормальные. Окна выбиты, повсюду беспорядок. В региональном Минобре пояснили, что школа находится в ведении комитета по образованию Мурманска, и она будет отремонтирована к новому учебному году. Но какое отношение эти оправдания имеют к ребятам, которые вынуждены находиться в таких условиях?
В Оленегорской школе-интернате, по словам Павла Астахова, не выполняются рекомендации Минздрава в вопросе диспансеризации детей. Отмечен случай, когда ребенок-инвалид целый год не получал ортопедические вкладыши в обувь, что обнаружилось совершенно случайно. Более того - ребята «не имеют индивидуальных наборов одежды». Такой вывод был сделан, когда коллеги уполномоченного заметили, что дети разбирают с утра, после побудки, «колготки и носки из общей кучи».
В уже упомянутом «Огоньке» на окнах нет «средств затемнения». В обычном обиходе – штор, но «простим» Павлу Алексеевичу «солдатский жаргон», тем более что (как говорят люди сведущие) он служил пограничником. Таковым, судя по всему, и остался: граница - на замке, сам – на страже. В данном случае – интересов детей и государства. Омбудсмена взяли за живое незатемненные окна, потому что свежи в памяти бессонные ночи после вояжа на лыжах с ребятами на Северный полюс. «Постоянно светло, в лицо светит, я долго восстанавливался ко сну», - пояснил он участникам совещания.
По окончании встречи Павел Астахов дал рекомендации: не «завалить» программу обеспечения жильем выпускников детдомов – ребята должны получать квартиры не позднее достижения ими 18-23 лет. Унифицировать систему контроля за социально-экономическими показателями в детских интернатных учреждениях, улучшить меры по социальному оздоровлению неблагополучных и приемных семей. Уделять больше внимания детям-инвалидам, количество которых постоянно увеличивается по всей стране: в 2010 году – 440 тысяч, сейчас – 582 тысяч.
Он убедительно попросил не оставлять эти рекомендации без внимания, ибо «совещания проводятся не для того, чтобы сотрясти воздух или кого-то потрясти».