23.01.2025
°C
0
$ 98.28
€ 103.24
Erid: 2Vtzqw6sbTg

Эксперты раскритиковали работу системы энергоаудита в СЗФО, за исключением Мурманской области

За качество энергетического паспорта теперь будут нести солидарную ответственность фирма-энерго-аудитор, проводившая обследование, и саморегулируемая организация, визирующая документ. Как эти и другие поправки, внесенные в 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности», повлияют на подходы к выявлению резервов экономии и снижению издержек в регионах, выясняла «РГ».

Программный провал

Поправки в первую очередь касаются проведения энергоаудита и разработки программ сбережения топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Пока здесь проблем больше, чем достижений. Значительная часть региональных программ, утвержденных на 2010-2015 годы, оказалась формальной. По этой причине не все регионы СЗФО получили на их реализацию в качестве софинансирования федеральные деньги. А энергопаспорта из-за низкого качества исполнения в массе своей получились «пустышками».

В 2011-2013 годах из госказны на реализацию региональных программ энергосбережения направлено свыше 16,6 миллиарда рублей. В 2011-м получателями федеральных субсидий стали 55 субъектов РФ, в их числе три региона Северо-Запада, а самый крупный «транш» в полмиллиарда достался Республике Татарстан. В 2012-м отбор заявок прошли 36 субъектов РФ, из них только два – из СЗФО, в 2013-м – 28 регионов страны, в том числе пять из СЗФО. А Мурманская область наряду с Тамбовской и Татарстаном попала в лидеры по размерам финансирования, на их долю пришлась почти четверть от всего объема выделенных федеральных субсидий.

Мурманские власти, как сообщил региональный министр энергетики и ЖКХ Владимир Гноевский, большую часть выделенных средств направили на финансирование 25 энергоэффективных проектов в 18 муниципалитетах. Ожидается, что модернизация системы теплоснабжения, замена уличного освещения на светодиодное и другие мероприятия в перспективе позволят экономить около 125 миллионов рублей в год. Архангельские власти использовали федеральную поддержку для привлечения частных инвестиций в перевооружение коммунальной энергетики: заключили соглашения с инвесторами на 2,5 миллиарда рублей на перевод около 100 котельных на биотопливо.

Тем же, кто ни разу не получал субсидии, собственных средств на выполнение планов, естественно, не хватило. В результате ощутимого снижения энергоемкости экономики кампания по ресурсосбережению не принесла. И не могла принести, о чем в свое время предупреждала коллег по СЗФО директор Северо-Западного филиала Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Вера Гришина, проанализировав свежеиспеченные региональные программы.

- В целом эти программы, за исключением мурманской, оставляли впечатление документа, в исполнение которого никто не верит и реализацией которого никто не будет заниматься, – заметила Гришина.

В регионах внесли коррективы в свои программы и приняли местные законы об энергоэффективности. В Псковской области, к примеру, детально прописали перечень мер, предусмотрели выделение средств каждому муниципальному образованию. А мурманчане пошли дальше всех – разработали госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2014-2020 годы с объемом финансирования в 32,3 миллиарда рублей, из которых почти половина – вклад областного бюджета. В Карелии, Вологодской и Калининградской областях оставили все, как есть. В результате из федеральной казны не получили ни рубля.

Паспорта-«пустышки»

Основное мероприятие по сбережению топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) – это энергоаудит. Чтобы понять, где и на чем экономить, нужно знать, где допускаются лишние траты. Эту работу в соответствии с законом во всех регионах должны были завершить к 31 декабря 2012 года. Однако к часу «Ч», по сведениям минэнерго, из 43 тысяч поступивших энергопаспортов были зарегистрированы всего около двух тысяч, в 2013-м в базу занесли еще около трех тысяч документов. По данным НП СРО «Гильдия энергоаудиторов», в стране обследовано в общей сложности чуть больше 35 процентов объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для которых обследование было обязательно, а регистрационные номера присвоены лишь 10-12 процентам энергопаспортов, остальные отправлены на доработку.

- Сколько конкретно у нас проверено детсадов, школ, поликлиник, других объектов бюджетной сферы, а также предприятий, подлежащих обязательному энергоаудиту, сколько паспортов потребления принято минэнерго РФ? Никто такую статистику в регионе не собирает и не анализирует, – говорит калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. – Причем это касается не только Калининградской области. Оценить для сравнения, что сделано в других субъектах, тоже сложно: информации о паспортизации не найти ни на сайте профильного федерального ведомства, ни уполномоченного органа.

Чтобы понять, на чем экономить, нужно знать, где допускаются лишние траты энергии.

- Судя по тому, что на слуху нет ни одного громкого случая оштрафованных Ростехнадзором на крупную сумму «беспаспортных» юрлиц, этот документ имеют все. Хотя я знаю немало фактов, когда местные хозяйственники, дабы сэкономить деньги на полноценном обследовании, заказывали себе липовые паспорта. А что тогда говорить о выполнении «прописанных» в них мероприятиях? Если что и делалось, то для «галочки», – делает вывод руководитель рабочей группы по вопросам ЖКХ и энергетике Общественной палаты Калининградской области Сергей Шерстюк.

Поэтому, по его мнению, рядовые граждане не ощутили пользы от кампании по выявлению резервов экономии, на которую потрачены немалые бюджетные средства. Потери в сетях остаются значительными, а счета за воду, тепло и электричество продолжают расти.

- И это большой минус, потому что мы не видим своего потенциала. Устанавливаем счетчики, строим новые сети, расширяем, добавляем мощности. А может, новые нам и не нужны, если по-хозяйски использовать существующие? – поддерживает коллегу-общественника Георгий Дыханов. – К примеру, главная энергетическая компания области, оправдывая повышение тарифов, рассказывает нам про свои затраты. При этом потери у нее в сетях составляют рекордные 20 процентов. Дело, думается, не только в изношенной инфраструктуре, а еще либо в бесхозяйственности, либо в низкой компетентности. Это относится и к водо-, и теплоснабжению. Естественно, люди в штыки принимают всякое повышение коммунальных тарифов.

Лишних отсеют

Проблема в том, что нет контроля ни за выполнением программных мероприятий, ни за качеством энергопаспортов, считает президент калининградского некоммерческого партнерства «Барс-Энергоаудит» Василий Артюх. Ростехнадзор при проверке учреждений и предприятий подходит к делу достаточно формально: есть паспорт – хорошо, нет – налагает штраф. Саморегулируемые организации несут определенную ответственность за работу компаний, входящих в ее состав. Все 600 энергопаспортов, подготовленных фирмами – членами калининградской ассоциации, приняты минэнерго РФ. За расплодившихся же лжеаудиторов, готовых за 5-15 тысяч рублей провести обследование, не выходя и офиса, никто не отвечает.

В реестре Национального объединения СРО в области энергетического обследования (НОЭ) насчитывается 156 некоммерческих партнерств энергоаудиторов, подавляющее их число находится в Москве. Из 28 профессиональных ассоциаций, созданных в СЗФО, по одному имеют Архангельск, Вологда, Петрозаводск и Калининград, остальные действуют в Санкт-Петербурге. Однако далеко не все они работают эффективно. В НОЭ считают, что требование, внесенное в 261-ФЗ, о предоставлении в саморегулируемую организацию на экспертизу, помимо энергопаспорта, отчета о проведенных обследованиях на соответствие стандартам СРО, а также о солидарной ответственности за результаты работы энергоаудитора и СРО, позволит убрать с рынка как расплодившихся недобросовестных ревизоров, так и формальные партнерства. Отвечать, кстати, придется рублем – с октября 2014 года величина компенсационного фонда СРО должна увеличиться до двух миллионов рублей.


Мы в популярных социальных сетях