Участие в слушаниях приняли представители правительства области, территориальных федеральных органов власти, общественных организаций, представители муниципалитетов, где предполагается разместить объекты комплекса ТБО.
Мероприятие проводилось по инициативе регионального Минприроды с участием второй стороны концессионного соглашения – инвестора в лице представителя московского ЗАО «Управление отходами» Павла Бесшапова, который пригласил с собой представителя завода по переработке ТБО в Таллине компании «ТехноБалт Групп» Вадима Мищенко.
Вела депутатские слушания председатель профильного думского комитета – по экологии и охране окружающей среды – Наталья Лещинская. Сопредседателем выступил первый заместитель председателя регионального парламента Михаил Ильиных.
Министр природных ресурсов и экологии региона Алексей Смирнов коротко рассказал о сути концессионного соглашения, заключенного летом, при этом от региона свою подпись поставили представители Минприроды и Минимущества (в части определения и предоставления земельных участков под застройку). На земельных участках, которые уже выделены, сейчас ведутся проектно-изыскательские работы.
В комплекс строений будут входить 4 мусороперегрузочные станции, мусоросортировочный комплекс и полигон. Охватывать они будут Мурманск, Североморск, Александровск, Видяево и Кольский район. Мусоросортировку и завод по переработке бытовых отходов планируется разместить в Дровяном. Под полигон для утилизации ТБО запланирована одна из двух площадок (оба проекта прорабатываются, ведутся изыскательские работы): одна в 2 км от поселка Междуречье, вторая в 8 км от этого же поселка.
Сразу отметим, что представители инвестора были настроены на презентацию своего проекта, депутаты – на конкретику с привязкой не к Таллину, где уже работает с 2011 года аналогичный комплекс по сбору, транспортировке, переработке и утилизации ТБО, а именно к Мурманской области. Спустя час выяснилось, что такой конкретикой концессионеры не располагают, поскольку вся документация еще в проработке, проектно-сметной документации нет, ведутся только изыскательские работы, земельные участки выделены не все. Прямо отвечать на прямые вопросы пытался лишь вице-губернатор Сергей Скоморохов, но он в число основных спичрайтеров не входил. Как только был получен ответ, что в Мурманск представители инвестора приедут в очередной раз в марте-апреле 2014 года и уж тогда-то удовлетворят профессиональное любопытство заполярных парламентариев целиком и полностью, депутаты один за другим стали покидать зал.
И все же, наверное, есть смысл рассказать о презентации.
Инвестор вкладывает первоначально в комплекс 1, 25 млрд рублей, во сколько проект обойдется на самом деле не может сказать никто, потому что экономика проекта не просчитана. Построить обещано в период с 2013-го по 2015 год. Если правительство области по какой-то причине откажется от концессионного соглашения, то выплатит неустойку инвестору в размере 50 млн рублей.
Депутатов и общественников интересовало, за счет чего инвестор будет «отбивать» вложенный миллиард с лишним. Они предположили, что за счет тарифа для населения. Павел Бесшапов привел пример по заводу в Нижегородской области, запущенному на средства того же самого инвестора в январе 2013-го, - там тариф составляет 271 рубль за 1 куб. метр, или 50 рублей на одно домохозяйство. Он пояснил также, что помимо выделения из общей массы мусора металла, бумаги и стекла, из 40% всей переработки будет производиться специальное прессованное топливо, которое используется для работы цементных заводов, но может применяться и для тепловых станций. То есть, Мурманский завод ТБО, к которому привязаны теплосети, можно будет не закрывать за ненадобностью, а оставить его работать на новом «мусорном» топливе. Можно опять же «мусорные» брикеты поставлять РЭУ и «Славянке», чтобы они за счет этого «добра» уходили от мазутозависимости своих старых котельных.
Владимир Ахромейко предложил: чтобы быстрее «отбить» средства инвестора, в Мурманской области мусор уплотнять-прессовать и сдавать в Швецию, где уже работает завод по переработке и принимает в качестве сырья мусор из соседней Норвегии.
Павел Бесшапов пояснил, что в Швеции очень высокие тарифы – 120 евро за 1 тонну, или 1 тыс. руб. за 1 куб. м. Нам это не подходит.
Юрий Шадрин рассмотрел возможность сортировать мусор прямо в муниципалитете. Ему ответили, что это было бы отлично, и эффективность переработки повысилась бы в 3 раза. Но только до сих пор этой сортировкой никто не занимался.
Попутно Павел Евгеньевич сообщил (а Павел Александрович Сажинов засомневался), что в 2014 году полномочия по переработке и утилизации ТБО перейдут в субъекты Федерации. Можно будет создать, например, единые правила разделения мусора на пищевые и непищевые фракции.
Вадим Мищенко, представитель таллинского завода, рассказал, что мусорный гигант находится прямо в черте города, и в воздухе там пахнет фиалками. А как же иначе - в противном случае ЕС будет очень недоволен. Он сообщил, что вложенные средства удастся вернуть через 5 лет.
Представитель властей Кандалакшского района рассказал о том, что несколько лет назад у них был инвестор, предлагавший технологию переработки мусора методом пиролиза, но дело заглохло из-за того, что кредит на софинансирование давали только на 1 год.
Бесшапов пояснил, что утилизация мусора – это не предмет полномочий муниципалитета, проблемой должен заниматься регион. А по поводу пиролиза сказал, что применять его для обычного мусора – абсурд, потому что метод очень дорогостоящ. Вообще пиролиз – это термическая обработка особо опасных отходов, и их переработка обходится в 240 рублей за 1 кг. Привел пример: в Германии работало 3 таких завода, 2 уже закрылись, третий – на грани закрытия ввиду нерентабельности.
Спросили, что будет со свалкой в Дровяном после размещения там объектов «мусорного» комплекса? Ответили, что необходимо будет ее рекультивировать. Причем властям Мурманска. Это очень дорого, поэтому рекомендуется Алексею Борисовичу Веллеру, с которым Павел Евгеньевич успел познакомиться, срочно составить бизнес-план, чтобы предложить его под новую федеральную программу борьбы с отходами.
На вопрос о возврате вложенных средств был приведен пример с «мусоркой» в Нижнем Новгороде: 50-60% средств, получаемых в ходе работы объекта, направляются на погашение заемных средств, в оставшихся 30-40% заложено 10-15% рентабельности.
За Полярным кругом накоплено больше всего мусора в мире, констатировал Бесшапов. То есть, хочешь – не хочешь, а бороться с ним придется. Тем более, что и концессионное соглашение уже подписано, напомнил Михаил Ильиных. На 50 млн рублей «попадать» никому не хочется, придется сотрудничать с инвестором. Посмотрим, что там у него «всплывет» весной.