По задумке чиновников, сокращение числа проверяющих на границе должно снизить излишние барьеры, исключить дублирование функций контролирующих органов и ускорить прохождение грузов и транспорта. Однако, на удивление, частный бизнес, для которого и задумывался проект, выступает против нововведения.
Виктор Линник, президент агропромышленнего холдинга «Мираторг»: «Россия остается одним из крупнейших импортеров продовольствия. А при отсутствии высокопрофессионального ветеринарного и фито-санитарного контроля на границе это влечет за собой существенные риски ввоза некачественного и небезопасного сырья и продуктов питания как для потребителей, так и для сельского хозяйства. Нельзя забывать, что с животными, кормами и продовольствием в страну заносятся опасные в том числе для человека болезни. Российские стандарты безопасности более жесткие, и экспортеры нередко пытаются их обойти. Число выявленных фальсификаций на продовольственных рынках растет. Причем география таких фальсификаций не ограничивается бедными и развивающимися странами. Все чаще они имеют место у наших соседей в ЕС ― крупнейшем поставщике продовольствия в Россию. Задача ФТС ― наполнение бюджета, выполнение плана по таможенным сборам. Поэтому чем больше законной продукции въедет (а мясо или корова ― продукция законная в отличие от наркотиков), тем лучше. А задача ветслужбы ― не допустить проникновения в страну биологических, эпизоотических и пищевых угроз. Опасные грузы надо останавливать на границе, а не ловить их потом по всей стране, что будет невозможно в условиях отсутствия эффективного механизма прослеживаемости».
Сергей Гудков, исполнительный директор Рыбного союза: «При создании Таможенного союза в ветеринарных правилах было закреплено ограничение на ввоз экзотических видов рыб, содержащих опасные биотоксины. Обычный специалист их выявить не способен, не знает особенностей в отличие от экспертов, которые постоянно находятся в потоке информации от своих зарубежных коллег, выезжают в разные страны для аттестации производственных предприятий, обмена опытом и методиками выявления болезней. И мы хотим их сейчас убрать с границы? Даже небольшое превышение концентрации биотоксинов может привести к развитию аллергической реакциии, которую не смогут быстро опознать российские медики, не смогут тогда и помочь, что нанесет значительный вред здоровью человека. А для увеличения скорости прохождения через границу товаров нужно развивать сервисы, связанные с предварительным информированием таможенных органов о поступающем грузе».
Казимерас Лукаускас, руководитель представительства Всемирной организации здоровья животных (МЭБ) в Москве: «Во всех 28 европейских странах успешно работают пограничные ветеринарные посты на внешней границе. В Евросоюзе существует законодательство по вопросам организации пограничного ветеринарного контроля, которое обязывает все страны ЕС строго соблюдать требования МЭБ. Уже имеются отрицательные факты проведения необоснованных реформ ветеринарных служб: в 2005―2006 годах в Грузии была упразднена пограничная ветеринарная служба, что явилось причиной заноса вируса чумы свиней (АЧС) из Африки. В настоящее время распространение АЧС представляет серьезную угрозу для всех стран Европы. Только выполнение всех требований Кодекса здоровья наземных животных МЭБ может гарантировать благополучие стран по заразным болезням животных».