В последнее время на территориях приморских субъектов РФ стали массово создаваться и регистрироваться общины коренных народностей с разрешенным видом экономической деятельности – оптовой продажей рыбопродукции. Заместитель начальника управления организации рыболовства Росрыболовства Елена Трошина привела статистику, согласно которой количество заявок на водные биоресурсы, подаваемых представителями КМНС и лицами, которые причисляют себя к числу коренных малочисленных народов: «На 2011 год общинами было подано 303 заявки, на 2013 год - 485 заявок. Физическими лицами из числа КМНС на 2011 год подано 26080 заявок, на 2012 год – 45224 заявки, на 2013 год – 52617 заявок».
Она рассказала, что в последние три-четыре года объем водных биоресурсов, заявляемый для вылова в режиме традиционного рыболовства, значительно возрос. В отдельных случаях он превышает прогнозируемый лимит вылова на предстоящий промысловый год. В основном это касается высоколиквидных и дорогостоящих видов. «Из-за перелова научные организации не получают объемов на проведение научно-исследовательских работ, что ставит под угрозу определение ОДУ на последующие годы», - обратила внимание Елена Торшина. Между тем виды, которые коренные народы добывали ранее, в том числе морские млекопитающие, порой не осваиваются вовсе.
Директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона Александр Журавский констатировал, что общины КМНС в упрощенном и льготном порядке ведут вылов практически в промышленных масштабах. В связи с этим понятийный аппарат закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» предстоит уточнить в части понятия «традиционный образ жизни» и дополнить понятием «традиционная хозяйственная деятельность».
Также предложено наделить Правительство правом определять порядок ведения реестра российских граждан, ведущих традиционный образ жизни. Александр Журавский выступил за то, чтобы провести общественные слушания с участием обеих палат парламента, Правительства и представителей общественности по вопросу будущего общин коренных народов и регулирования их хозяйственной деятельности. «Сегодня законодательство не отвечает на эти вопросы, в связи с чем возникает множество коллизий, в том числе связанных с квотами», – отметил представитель министерства.
На сегодняшний день подготовлены три законодательные инициативы, направленные на урегулирование проблем традиционного рыболовства. Это законопроект Минрегиона, законопроект Росрыболовства и законопроект, разработанный общероссийской Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
По словам руководителя правового центра ассоциации Юлии Якель, Минрегион и Росрыболовство в своих поправках сужают субъекты традиционной деятельности, исключая общины из федерального закона «О рыболовстве…».
«Отличие законопроекта ассоциации в том, что он не сужает, а расширяет субъекты традиционной хозяйственной деятельности, дополняя к физическим лицам и общинам, которые существуют в действующем законодательстве, иные объединения КМНС. Ведь по сей день в местах традиционного проживания существуют рыболовецкие артели, сельхозкооперативы. ФЗ «Об общих принципах организации общин» и в ФЗ «О гарантиях прав КМН РФ» позволяют нам иметь в качестве субъектов традиционной хозяйственной деятельности не только общины, но и иные объединения. Поэтому фактически мы приводим ФЗ «О рыболовстве…» в соответствие с действующим законодательством», – отметила руководитель правового центра.
Она назвала самым жестким проект закона, разработанный Росрыболовством. «Законопроект Минрегиона предусматривает использование выделенных участков до конца срока их действия, а выделены они были на 25 лет. Хотя неясно, как КМНС будут получать традиционную квоту. Законопроект Росрыболовства запрещает общинам вылавливать объем ВБР больший, чем полученный лицами, входящими в состав общины», - рассказала Юлия Якель. По словам представителя ассоциации, законопроект Минрегиона был разработан в целях реализации Концепции устойчивого развития КМНС. В период с 2009 по 2011 гг. предполагалось разработать большое количество законодательных актов, направленных на приоритетный доступ коренных малочисленных народов Севера к природным ресурсам. Минрегион подготовил свой проект закона, в котором эта идея реализована применительно к физическим лицам, но ограничен доступ общин к водным биоресурсам.
Эксперт напомнила, что до принятия закона о рыболовстве приоритетное право пользования ВБР было прописано в федеральном законе «О животном мире». «С тех пор, как из ФЗ «О животном мире» было исключено рыболовство, то и приоритетное право КМНС в отношении рыбных ресурсов тоже исчезло. Поэтому, мы фактически его перенесли оттуда в свой законопроект», – резюмировала юрист.
В ходе заседания представители регионов неоднократно отмечали, что законопроекты Росрыболовства и Минрегиона направлены на разрушение тех общин, для которых основным видом деятельности является рыболовство. Высказывались предположения, что выведение из ФЗ «О рыболовстве» национальных общин приведет к перераспределению их промысловых участков и квот между промышленниками и спортивно-любительским рыболовством.