Промысловые суда «Сокол» и «Juros Vilkas» на рейде в Кольском заливе словно свои. Стоят под арестом. С литовского уже уехали 4 россиянина, с российского списывается первый.
Арестованное дальневосточное судно «Сокол» в Мурманском порту находится почти месяц. Проблемы прежние - экипаж не получает зарплату, самостоятельно сойти на берег граждане России не могут. За помощью обращаются к заполярным пограничникам. На довольствие жалоб нет, но контракты у многих закончились, и люди ждут денег.
Сергей Космачев (Сахалин) сказал ГТРК "Мурман": «На будущее - работать, добывать краба, производить промышленно, но не на этом пароходе, и не в этой фирме».
Владимир Веневцев (Сахалин) говорит: «Написал заявление, чтобы мне прислали замену. Мне говорят, что замену невозможно прислать из-за ареста судна. Мы звоним пограничникам - они говорят, что проблем нет: тебя заберем, все оформим, и езжай домой».
Та же история и с иностранцами. На борту - граждане Украины и Индонезии. Вышли в море на заработки, за свой счет купили билеты, чтобы попасть на судно.
Игорь Гуров (г. Херсон, Украина) сообщил: «Мы ждем хотя бы то, что заработали, потому что денег вообще нет. Мы остались, будем, если что, обращаться в консульство».
Иван Бондаренко (г. Одесса, Украина) прокомментировал: «Посольства - других вариантов у нас пока нет. Дождаться хотя бы тех денег, что мы здесь заработали».
Вопрос не риторический. В море на промысле рыбаки уже нарушили границы разрешенного района для работы и стали браконьерами. Вся информация стекается в профильный отдел с патрулирующих пограничных кораблей. Задержание и последующий арест двух судов - яркий пример аналитической работы.
Сотрудник аппарата Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Алексей Лопатин отметил: «Естественно, мы получаем информацию и из других источников. Сопоставив определенные данные, суда заходили в нашу исключительную экономическую зону, где вели незаконную деятельность. Информация была передана по команде. Результат вы видите».
Сотрудник аппарата Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Дмитрий Скиба (на фото) рассказал: «В ходе расследования установлено и получены однозначные доказательства того, что судно вело незаконный промысел в нашей исключительной экономической зоне».
Аналогичная ситуация и по литовскому «Juros Vilkas». Материалы дела с протоколами об административном правонарушении передаются в Октябрьский суд Мурманска. На «Соколе» Евгений Никейцев первым собрал чемоданы. 15 лет Евгений ходит в море. Друг выслал деньги на дорогу. Матрос заканчивает обучение, время сессии, надо сдавать экзамены и переходить в механики. К тому же, в рейсе уже седьмой месяц.
Сотрудник пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Лилия Мороз проинформировала: «В настоящее время на промысловом судне «Сокол» находятся еще около 10 членов экипажа, готовых сойти на берег. Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области этому не препятствует и, в пределах своей компетенции, готово содействовать».
Покидать Мурманск суда не торопятся. Литовскому судом назначен залог - 113 миллионов. Владелец «Сокола» тоже подал ходатайство. Пока вопрос не решен, экипажи ищут деньги на самостоятельное возвращение.